Развитие творческой личности школьника, а также создание условий для его самоопределения и самореализации – одна из задач, поставленных Законом «Об образовании» РК. Театральное искусство – эффективное средство активации творческого потенциала ребёнка, развития его общей культуры и личности в целом. В этой связи важная роль отведена дополнительному образованию детей. Задачу развития творческого потенциала подростка можно решить путем создания комплекса педагогических условий, обеспечивающих активизацию креативных ресурсов личности средствами искусства. Театральное искусство – одна из многочисленных форм педагогического воздействия, влияющая на развитие творческого потенциала подростка. Развитие творческого потенциала подростка средствами театрального искусства позволяет активизировать такие личностные качества, как коммуникативность, активность, эмоциональность, креативность, уверенность в себе, самоактуализированность, эмпатия, способность к самораскрытию, стремление к гармоничным отношениям с людьми и жизнью.
Современная психолого-педагогическая наука характеризует творческий потенциал как творческие ресурсы личности, её психические возможности, способности, структуированные резервы креативности, личностную энергию и продуктивные механизмы самоактуализации. Психолого-педагогическое исследование возрастных особенностей подростка показывают, что в подростковом возрасте происходит процесс формирования самосознания и идентичности. В переходном возрасте (11-15 лет) происходит переломный момент, в этот период подросток обретает способность к самостоятельному решению задач. Главными психологическими новообразованиями этого возраста психологи считают открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком своей индивидуальности. Кроме этого современные психологи к специфике подросткового возраста относят стремление к поиску новых смыслов и активизацию процессов смыслообразования в целом. Так одной из форм деятельности, способствующих самовыражению, самоактуализации подростка, стремлению к гармоничному бытию и здоровым отношениям к людям, творческому отношению к жизни, уверенностью в себе, прочному доброжелательному отношению с окружающими, является театральное искусство. Театральная деятельность позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, научиться понимать, сочувствовать, сопереживать, удивляться, вызывать эмоциональный отклик на окружающую действительность. Особенностью школьного театра является то, что он является под влиянием двух сфер: искусства и педагогики и в результате формируется довольно устойчивая структура художественно-педагогического процесса. Несмотря на инновационные направления в современном театре, мы всё же возвращаемся к школе Станиславского и учим жить детей в искусстве, по-детски, но очень серьёзно подходя к этой проблеме, овладевая всем арсеналом средств основ театральной школы, её духовно-нравственной идеологией.
Театр играет существенную роль в нравственно-эстетическом воспитании учащихся. Сильный воспитательный эффект обусловлен тем, что учащиеся сопереживая положительным персонажам, самостоятельно избирают образец для подражания, приходят к какому либо выводу, избирают ориентиры собственного поведения. В целом каждый учащийся обучается основам театрального искусства, пробует создавать авторские сценарии-интермедии, школьные комедии, праздничные постановки. Постановки дают повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сочиняют, импровизируют роли. Изготавливают декорации, бутафорию, костюмы. Обучаясь в школьном театре, ребёнок погружается в мир литературы, музыки, хореографии, изобразительного искусства, технического творчества. Таким образом, воспитание театром раскрывает способности и возможности ребёнка, кроме этого следует заметить, что все постановки имеют воспитательный характер, так как в их создании принимают участие артисты разного возраста, большие и малые группы, таким образом дети учатся согласовывать свои действия с действиями других, т.е. приобретают навыки совместной работы, навыки поведения в определённых ситуациях, что помогает воспитанникам преодолевать многие психологические проблемы детского и подросткового возраста. Благодаря умению держаться на сцене и творческому партнёрству юные артисты приобретают коммуникативность и умение подать себя в различных жизненных ситуациях, а в будущем это даст возможность безболезненно адаптироваться в обществе.