В настоящее время современные дети испытывают некоторые проблемы в речи. Работая с детьми, я столкнулась с проблемой - у ребят наблюдается скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление, бедная монологическая и диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий и развернутый ответ.
Поэтому передо мной встала задача организовать и реализовать работу по устранению данной проблемы, так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно - образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Для того чтобы научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, решила использовать творческие методики, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми методиками и технологиями. При обучении детей возникают вопросы: как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи?
Все ответы на эти вопросы я нашла в инновационной технологии «Мнемотехника», так как использование приемов мнемотехники облегчает запоминание у детей и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Как показала практика, эта технология значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Что такое мнемотехника? Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, а главное- развитие связной речи.
Что дает мнемотехника? В результате использования алгоритмов, мнемотаблиц, мнемодорожек, пиктограмм, коллажа расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, появляется желание пересказать - ребенок понимает, что это совсем нетрудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Новизна используемой данной технологии заключается в создании системы организованной учебной деятельности с детьми дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.
Второй год работаю по данной методике, провела ряд открытых, рядовых занятий с использованием приемов мнемотехники. Опираясь на свой опыт работы с детьми, разработала для детей младшего возраста мнемоквадраты, так как в этом возрасте, дети любят рассматривать картинки и у них остаются в памяти отдельные образы: елочка- зеленая, репка- желтая…
От 3-5 лет мнемодорожки и мнемотаблицы , для детей младшего и среднего возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: медведь - коричневые геометрические фигуры(круг, квадрат). Для детей старшего возраста разработала не цветные графические изображения к сказке «Рукавичка», к стихотворению «Осень, осень, к нам пришла…». Позже по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.