Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствовать живопись.
Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает реальные мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.
Поиск новых форм и приемов преподавания истории искусств в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной творческой личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.
Новые интерактивные методы дают возможность понять взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут. Новый подход в обучении должен основываться не только на парадигме усвоения новых знаний, умений и навыков, но и на парадигме развития, которая обеспечивает становление человека как субъекта жизни. В наше время, когда объем информации увеличивается, дидактическая функция учителя основывается не на преподавании знаний, а на формировании навыков находить их. Процесс обучения это не автоматическое преподавание программного материала ученикам, а подготовка ученика к жизни, раскрытие, творческого потенциала, способности к познанию мира, к творческой работе и взаимосвязь с другими людьми.
В активизации творческой и познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. В средних и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Новые информационные технологии, обретающие лёгкость, доступность например, при использовании компьютера, воздействует на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека.