Одной из составляющих образовательного процесса всегда являлась система оценивания. Оценивание – это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой. Оценивание – это еще и отражение процесса взаимодействия между учителем и учеником, школой и родителями. Поэтому под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок, но и прежде всего, сам механизм осуществления диагностико-развивающей деятельности учителя и ученика как полноправных участников образовательного процесса. Система оценивания становится эффективным механизмом повышения его качества, когда соответствует целям и задачам образовательного процесса. В связи с этим от учителя требуется постоянное совершенствование системы оценивания. С этой позиции эффективная система оценивания призвана дать возможность определить, насколько успешно освоил учащийся учебный материал и сформировал компетенции и практические навыки; способствовать развитию творчества через реализацию развивающего механизма самооценивания учащихся в контексте интеграции процессов обучения и оценивания.
Новая система оценивания призвана обеспечить эффективную обратную связь с учениками. Активное участие учеников в собственном обучении, что в свою очередь, позволяет вовлекать ученика в процесс самооценивания, модифицируется преподавание с учетом результатов оценивания.
Я выбрала эту тему не случайно, пройдя курсы повышения квалификации «Оценка и экспертиза заданий суммативного оценивания по предмету «Информатика»», проанализировав имеющиеся задания СОР, предлагаемые учителям в качестве образца, пришла к выводу, что 98% заданий СОР – это задания в тестовой форме. На данный момент тестирование выступает в качестве одного из центральных методов суммативного оценивания, так как тестирование представляет собой наиболее стандартизированный валидный и надежный метод количественного и качественного педагогического измерения позволяет проверить итоговый уровень знаний и умений учащихся. Выделяется 4 формы тестовых заданий:
- Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов.
- Задания открытой формы, требующие дополнения.
- Задания на установления соответствия
- Задания на установление правильной последовательности путем ранжирования ответов.