На сегодняшний день стремительное развитие технологического прогресса обуславливает ряд вызовов для педагогов дошкольного образования.
Мы с коллегами предлагаем опыт работы по ознакомлению с окружающим миром, развитию познавательной, социальной и речевой активности детей путем организации игровой и доступной трудовой деятельности, соответствующей их возрастным и индивидуальным возможностям.
Диапазон опыта - организация работы с детьми 3-6 лет по ознакомлению с окружающим миром на занятиях и внеучебной деятельности в тесном контакте дети - педагоги - родители.
Опыт работы по ознакомлению с окружающим миром дошкольников 3-6 лет представляет систему работы по развитию познавательной, социальной и речевой активности детей путём организации игровой и доступной практической деятельности, соответствующей возрастным и индивидуальным возможностям.
И немаловажную роль при ознакомлении с окружающим миром играет работа по формированию первоначальных профессиональных компетенций дошкольников. Знакомя детей с трудом взрослых, мы ориентируем их на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость, что является важным звеном социальной адаптации ребёнка. При этом важно сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Мы проводим интеграцию социально - коммуникативного, познавательного и художественно – эстетического развития для формирования у детей дошкольного возраста основ сюжетной игры; выстраиваем рефлексивную деятельность (изобразительную, речевую, игровую) и разрабатываем систему ранней профессиональной ориентации дошкольников; направленную на активизацию представлений детей, полученных в результате ознакомления с профессиями.
В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях. Но материалы разрозненны и бессистемны. Авторская программа вариативного курса «Ключ к счастью», позволяет систематизировать материал по теме, обогащает знания детей, создает предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
Программа составлена циклично: тематика игр, бесед, занятий частично повторяется в каждой возрастной группе в расширенном и усложнѐнном виде. Подборка игр производится по возрастным диапазонам и может варьироваться в соответствии с местными условиями. Игры включают ролевое участие детей в максимальном числе понимаемых для данного возраста профессий.
В процессе работы мы использовали технологии: ТРИЗ, проектная,игровая, личностно – ориентированная (дифференциация, здоровьесберегающая, ИКТ, модель 4К, элементы технологии В. Воскобовича.
Была разработана «Модель педагогического обеспечения для ознакомления с окружающим миром и ранней профориентации детей 3-6 лет». Модель в себя включает: цель, принципы педагогического обеспечения, условия эффективности, структуру, процессуальное и содержательное обеспечение, предполагаемый результат
Хочется подробней остановиться на ожидаемом результате, который ориентирован на ребёнка (в первую очередь), на родителей, педагогов-специалистов.
Дети с помощью взрослого устанавливают связь между целью и результатом трудового процесса. В процессе игр и в повседневной жизни подражают взрослым. Повышен уровень произвольной памяти и внимания. Привита любовь к труду, уважение к людям любой профессии. Сформированы нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения. Воспитано эстетическое восприятие продуктов труда.