Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Роль формирующего оценивания для измерения качества образовательных результатов школьников

Роль формирующего оценивания для измерения качества образовательных результатов школьников

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Lena Goman01 182

Согласно требованиям ГОСО, при итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Итоговая оценка качества освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования осуществляется образовательным учреждением через разработанные оценочные средства.

Под оценочными средствами понимаются контрольные задания, а также описания форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения студентом учебного материала.

Учебные достижения ученика могут сопоставляться с его потенциальным уровнем обучения, который интуитивно оценивает учитель. Те учащиеся, чьи способности, по мнению педагога, высоки, а достижения не оправдывают надежд учителя, получают низкие оценки. Напротив, учащиеся с низким потенциалом, которые демонстрируют в опросе или контроле знаний аналогичные достижения, что и более способные, получают более высокие оценки. Такой подход в глазах педагогов выглядит очень привлекательным, потому что, по мнению учителя, он служит хорошей мотивацией к повышению уровня учебных достижений. На практике выясняется, что это ложное субъективное представление.

Оценивание учебных достижений учащегося– это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня.

Главным образом этот вид оценивания направлен на наблюдение за тем, как происходит учебный процесс в классе, на понимание процесса учения, на наиболее действенное влияние через анализ использованных методов оценивания.

Сбор информации на основе обратной связи позволяет своевременно реагировать на выбранные методические приемы, скорректировать их или заменить для наибольшей активности учеников и результативности обучения.

В чем принципиальная разница оценивания обучения и оценивания для обучения?

Оценивание для обучения или формирующее оценивание:

  • фокусируется на ученике, то есть отслеживает в большей мере улучшение учения, а не преподавания;
  • направляется учителем, потому что он решает, что оценить и при помощи каких стратегий, как это будет способствовать реализации целей и задач обучения;
  • оно результативно, так как предполагает положительные изменения в успешном обучении;
  • улучшает качество учебного процесса, а не является возможностью для основания выставления отметок;
  • запускает непрерывный процесс обратной связи, что способствует позитивному отношению к процессу оценивания учащимися (по мнению Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, В.М. Полонского, Л.М. Фридмана и др.).

Важным составляющим этапом в процессе формирующего оценивания является доведение до сведения учеников в начале процесса обучения критериев, так как это позволяет решить задачу формирования мотивации обучения и объективно видеть картину успешности ученика. Именно под влиянием объективного оценивания у учеников может создаваться адекватная самооценка, критическое отношение к своим неудачам и успехам. Поэтому значимость оценивания, разнообразие его функций требуют поиска таких показателей, которые бы отражали все стороны образовательной деятельности и обеспечивали бы их выявление. Она также должна отвечать компетентностной парадигме, реализованной во ФГОС. Средства оценивания должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компоненты подготовленности выпускника, что предполагает демонстрацию компетенций или их применение в конкретной ситуации. Данный путь предусматривает следующие индикаторы компетентности:

1) применение в учебном процессе практико-ориентированных и ситуационных заданий, интегрированных задач различной направленности, публичных защит учебно-исследовательских и творческих проектов, увеличение количества практикумов, позволяющих ученикам продемонстрировать свою компетентность;

2) приоритетное использование комплексных методов оценки достижений учеников.

В ходе оценивания принимается во внимание достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе традиционной итоговой проверочной или контрольной работы. Например, именно в процессе формирующего оценивания целесообразно отслеживание уровня сформированности такого умения как взаимодействие с партнером или диалог: ориентация на партнера, умение слушать и слышать оппонента; стремление учитывать разные мнения и позиции в отношении темы, действия, события и др.

М.А. Пинская в работе «Оценивание для обучения. Практическое руководство» предлагает внедрение в урочную систему оценочных рубрик для контрольных заданий и домашней работы. В этой системе отсутствует умышленно оценка «2». А удовлетворительная оценка называется «Нуждается в улучшении».  Это позволяет с большей достоверностью количественно оценить письменную работу, тест, и другие виды контроля, а также помогает ученику критически оценить собственные достижения.

Положительной составляющей практико-ориентированных оценочных заданий является их безусловное четкое и прозрачное видение качества образовательных достижений учащихся.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
I love English (4-5 лет)
700 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
700 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
700 тенге
В мире животных (4 года)
700 тенге
Весёлые загадки (4 года)
700 тенге
Веселые задачки (5 лет)
700 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
700 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
700 тенге
Времена года (4 года)
700 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
700 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
700 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
700 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
700 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
700 тенге
Занимательная математика (6 лет)
700 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
700 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
700 тенге
Логические задачки (4 года)
700 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
700 тенге
Математика для малышей (6 лет)
700 тенге
Начинаем читать (6 лет)
700 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
700 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
700 тенге
Основы финансовой грамотности (1-2 класс)
700 тенге
Основы финансовой грамотности (3-4 класс)
700 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
700 тенге
Пространство и время (4 года)
700 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
700 тенге
Развитие речи (4 года)
700 тенге
Развитие речи (5 лет)
700 тенге
Развитие речи (6 лет)
700 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
700 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
700 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
700 тенге
Независимый Казахстан (1-2 класс)
700 тенге
Независимый Казахстан (3-4 класс)
700 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
700 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
700 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
700 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
700 тенге
Тесты на логику (4 года)
700 тенге
Тесты на логику (5 лет)
700 тенге
Хочу все знать (4 года)
700 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
700 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
700 тенге
Цифры для малышей (4 года)
700 тенге
Часы (6 лет)
700 тенге
Этикет для малышей (4 года)
700 тенге
Логические задачки для первоклассников
700 тенге
Логические задачки для второклассников
700 тенге
Логические задачки для третьеклассников
700 тенге
Логические задачки для четвероклассников
700 тенге
Казахский язык
700 тенге
Русский язык
700 тенге
Английский язык
700 тенге
История Казахстана
700 тенге
Математика
700 тенге
Алгебра
700 тенге
Физика
700 тенге
Химия
700 тенге
Биология
700 тенге
География
700 тенге
Информатика
700 тенге
Познание мира
700 тенге
Цифровая грамотность
700 тенге
Музыка
700 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты