Первый год обучения в учащихся начальных классов начинает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
Переход из начальной школы в среднюю является сложным, но при правильной организации он может способствовать психологическому, социальному росту ребенка, в ином случае - может стать болезненным процессом приспособления, привыкания. В настоящее время переход из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу совпадает с изменением ведущего типа деятельности ребенка.
Исходя из реального социально-экономического состояния образования в Республике Казахстан, на первом году школьного обучения создаётся крайне сложная ситуация, когда в один и тот же класс поступают дети с различной общей и особенно предметной, в том числе, математической подготовкой. До сих пор есть многочисленные факты очень разной подготовки детей к школе, что обычно усложняет работу учителей первых классов. Шестилетние дети обучаются и воспитываются в неодинаковых условиях: часть детей – в детских садах, другая часть – в предшкольных классах школы в соответствии со школьными программами и, наконец, часть детей готовят к школе сами родители, опираясь на разные методики обучения. Это создаёт грубые нарушения преемственности. Что в свою очередь обостряет противоречия между требованиями школы и имеющимся уровнем подготовки шестилеток к обучению [1].
В Инструктивно-методическом письме «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году» отмечается важность подготовки учащихся к обучению в начальной школе. «Основные задачи предшкольной подготовки: совершенствование навыков, необходимых для обучения в школе (ответственность, внимательность, самостоятельность, старательность); воспитание навыков совместного действия в коллективной деятельности (оказание помощи сверстникам, оценивание результатов работы и др.); обеспечение преемственности и успешной адаптации при переходе из дошкольной организации в школу с учетом возрастных особенностей детей; развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться [2].
Приоритетными задачами начального образования являются формирование позитивного отношения к учению, развитие творческих способностей детей, создание условий для развития и самовыражения индивидуальности каждого ребенка. В Законе об образовании РК указывается, что «общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы» [3].
Эти задачи связаны с общей тенденцией гуманизации образования, в котором наметился переход от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в условиях открытого общества. Ученик рассматривается не как объект педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, личностным потенциалом, индивидуальными возможностями и особенностями, творческого потенциалом.
В Концепции развития образования Республики Казахстан до 2025 года обозначено, что «новый этап развития образования на 2021–2025 годы будет предусматривать обеспечение непрерывного образования и логическое завершение начатых преобразований, которые приведут к следующим принципиальным изменениям в сфере образования и науки: воспитание на основе новой модели – модели педагогической поддержки обучающегося, испытывающего радость познания себя и окружающего мира, радость творчества, радость общения, радость понимания своей нужности людям, обществу [4].
В Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» говорится, «… что мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов. Повсеместное изучение проблемы начального образования, как первой ступени непрерывного обучения, стимулирующие развитие детей дошкольного возраста, обеспечивая их эффективными программами для развития интеллектуальных и творческих способностей. Надо помнить, что именно на этом этапе закладываются основы детей к обучению, производительному труду и т. д» [5].
Сравнительно новые для отечественной системы образования понятие педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся все активнее входят в повседневную жизнь школы. Чаще всего их применяют в контексте воспитательной работы.
На наш взгляд, педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка должны занимать важное место и в психологической службе.
Понятие «педагогическое сопровождение» неразрывно связано с понятием «педагогическая поддержка», которую многие исследователи рассматривают как стратегию и тактику образования XXI века. Психолого-педагогическое сопровождение входит в систему понятий «педагогики поддержки» — одной из современных педагогических парадигм.
Определений понятию «адаптация» на сегодняшний день существует большое количество. В настоящее время проблемы понятия «адаптация» исследуются в биологии, психологии, педагогике, социологии, многих других областях науки. Термин адаптация происходит от латинского ad - «к», «aptus» - «пригодный, удобный», «aptatio» - «приглаживание», «adaptatio» - «приспособление» [6].