В настоящее время в школах важной задачей учителя является формирование познавательной активности детей младшего школьного возраста. Творческое развитие учащихся, а также развитие активности, инициативности, самостоятельности – это требование самой жизни. В Концепции развития образования Республики Казахстан до 2025 года планируется, что «ориентиром системы образования на ближайшие пять лет должно стать создание в организациях образования условий для того, чтобы не только поднимать уровень образованности человека, но и создать атмосферу, которая будет способствовать формированию высоконравственной и всесторонне развитой личности, обладающей ключевыми компетенциями выпускника, способного реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах казахстанского общества» [1].
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2020-2025 годы выдвигается задача «обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающегося» [2].
В ГОСО начального образования указывается на необходимость «формирования личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации. Начальное образование обеспечивает положительную мотивацию к учебному процессу, развитие его индивидуальных способностей и умений в познавательной деятельности [3].
У современного школьного образования есть основные задачи – это, прежде всего, формирование инициативности и активной самостоятельности в учении, а также формирование общеучебных навыков и умений (исследовательских, рефлексивных, самооценочных). В рамках педагогического процесса осуществляется взаимосвязанная и взаимообусловленная деятельность между педагогом и учащимися. В этой системе педагог выступает в роли координатора, который определенным образом направляет учебную деятельность учащихся, способствуя их развитию, познанию, совершенствованию. В ходе такого взаимодействия младшие школьники осваивают предметные знания, овладевают теоретическими сведениями и практическими навыками. Такое обучение должно проводиться систематически, на регулярной основе. Важная роль в реализации такого обучения отводится развитию у учащихся познавательной активности [4, с.58].
Проведенный анализ с учетом современных требований и ожидаемых перспектив позволяет обосновать триединую сущность активности личности обучающегося, которая включает: активность как социальное проявление; учебно-познавательную активность; познавательно-коммуникативную и предметно-практическую активность в конкретной предметной области.
Возможность и необходимость развития познавательной активности в обучении детей младшего школьного возраста объясняются, во-первых, потребностями социума в компетентных творческих личностях; во-вторых, благоприятными условиями для самореализации в организованных мероприятиях (конкурсах, выставках работ, экскурсиях и т. д.); в-третьих, завершением обучения на уровне начального образования.
Используя понятие «активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся», в его значение включают следующее: целеустремленная деятельность педагога, направленная на улучшение содержания, приемов и средств обучения, форм и методов, для усиления их интереса, повышение самостоятельности, творческой активности обучающихся в формировании навыков, умений в усвоении знаний, возможность их использования на практике. Педагоги и психологи, изучающие данную проблему, в своих многочисленных исследованиях пришли к пониманию того, что для повышения эффективности учебного процесса необходимо широкое вовлечение в активный познавательный процесс учащегося. Руководство этим познавательным процессом осуществляет педагогом. Некоторые педагоги придерживаются мнения, что руководить процессом обучения - это значит отбирать и дидактически обрабатывать учебный материал, организовать, контролировать и стимулировать учебную деятельность учащихся, в процессе которой происходит развитие и воспитание учащихся, усвоение ими знаний и умений. Таким образом, более активная учебно-познавательная деятельность учащихся эффективно реализуется через специфические функции деятельности педагога.