Цель семинара:
- Показать педагогам важность профориентационной работы с учащимися для их дальнейшего успешного жизненного пути.
- Помочь педагогам школы грамотно организовать профориентационную работу с учащимися, чтобы они могли оценить свои способности и сделать осознанный выбор будущей профессии.
Задача школы - поддержать желание учащихся, как можно больше узнать о учебных заведениях готовящих специалистов разных профессий.
В настоящее время рынок образовательных услуг и рынок профессий в нашей стране оказываются практически не связанными: примерно 40 % выпускников вузов реально работают не по той специальности, по которой они получили образование и ежегодно оказываются не востребованными пред-приятиями и организациями. Правильный выбор профессионального будущего для выпускника является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, со-ответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Приемы и формы деятельности:
Индивидуальные и групповые беседы, консультации;
Тренинги и анкетирование, конкурсы;
Встречи с представителями отдельных профессий, экскурсии на производство;
Элективные курс: «Медиаграмотность» о профессиях людей осуществляющих свою деятельность в информационном пространстве.
Подготовка выпускника школы к жизни и профессиональной деятельности является приоритетным направлением деятельности каждого общеобразовательного учреждения, она должна охватывать всех педагогических работни-ков.