Одним из ключевых навыков, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию является - критическое мышление.
Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).
Рассмотрим применение приема кластера на уроках истории, который, способствует развитию критического мышления.
Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
Кластер – это форма представления информации виде изображения, которая предполагает отбор главных смысловых единиц, обозначающихся в виде схемы с обязательным изображением всех взаимосвязей между ними. В результате получается картинка, которая помогает систематизировать и обобщить новые и известные ранее факты по тому или иному вопросу.