В Статье 11 Закона «Об образовании РК» одной из задач системы образования является:
1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.
Что значит «качественное образование», «качество знаний»? Это уровень всего объема усвоенной в процессе обучения информации и его соответствие государственным стандартам образования, социальному заказу, запросам учащихся и их родителей. Т.е ученик должен получить знания, соответствующие госстандарту образования. Главная роль в этом процессе отводится учителю. Нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика. Качество не появляется внезапно. Его необходимо планировать. Его повышением занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте. А особенно в свете последних событий, связанных с пандемией. Дистанционное обучение отразилось на качестве знаний наших детей. После обучения онлайн, дети стали менее мотивированы к учению, стараются найти более легкие пути выполнения заданий, данных учителем. Не хотят прикладывать усилий к обучению, а пытаются найти подсказки, списать выполненные задания в интернете. Дети стали еще более увлечены технологиями.
Поэтому, я считаю, наша задача направить их интерес в правильное русло и максимально использовать это в обучении.
Отсюда следует, что в настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя.
В процессе работы я столкнулась с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Выявляя причины, я пришла к выводу, что проблема состоит в неразрешенном противоречии, между естественным желанием детей приобщится ко всему новому и консерватизмом традиционных методов обучения. Выяснила также, что интересы большинства учащихся, так или иначе, связаны с компьютером. Выход нашла в применении ИКТ.
Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения успешным. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.
Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Главная цель учителя русского языка и литературы - это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.
Я считаю, что применение компьютера на уроках поможет решить такие практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе, как:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
- формирование общеучебных умений и навыков.
А для учителя:
- это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно в режиме дискуссии, а не монолога;
- это расширение информационной емкости и плотности урока;
- это соответствие требованиям, предъявляемым не только педагогическим и ученическим, но и родительским сообществами;
- это понимание своей востребованности, конкурентоспособности.
Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Еще К.Д.Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока-наблюдения, урока-семинара, урока-практикума, урока-виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.
Уроки литературы, на мой взгляд, особые. Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов. Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным. А также многие классические произведения уже нашли свое новое воплощение в кинематографе.
В целом ИКТ это не только презентации Power Point и видеоролики, а также информационные технологии можно применять на любом из этапов урока и в любой интерпретации.
Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами одним из элементов ИКТ, который я часто применяю на своих уроках. Этот элемент называется «Plickers».
В наш век цифровой трансформации и информационного ускорения педагогические технологии предлагают множество способов для выявления сформированности знаний. Одним из них является интерактивная система Plickers, которая позволяет провести фронтальный опрос всех участников образовательного процесса буквально за несколько минут.
Для работы в этой системе необходимо:
- персональный компьютер с выходом в Интернет;
- смартфон с мобильным приложением;
- распечатанные бумажные карточки с QR кодами;
- проектор для визуализации образовательного и опросного материала.
На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение. Информационные коммуникационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Компьютер не сможет заменить живого слова учителя, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его более интересным, эффективным, повышают мотивацию учащихся к изучению предмета. И на сегодняшний день уже трудно представить себе урок, внеклассное мероприятие, классный час без использования ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования.
Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения предмета повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.
Мультимедиа позволяет мне готовить к урокам разные продукты: тесты, разноуровневые задания, стихотворения и прозу для анализа и сопоставительного анализа, проекты, исследования, рефераты, доклады, небольшие сообщения, буклеты, презентации.
Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов.