Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Актуальные подходы к изучению русского языка в школе

Актуальные подходы к изучению русского языка в школе

ya_socials
Опубликовано:
Автор: salta350426

В Статье 11 Закона «Об образовании РК» одной из задач системы образования является:

1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.

Что значит «качественное образование», «качество знаний»?  Это уровень всего объема усвоенной в процессе обучения информации и его соответствие  государственным стандартам образования, социальному заказу, запросам учащихся и их родителей. Т.е ученик должен получить знания, соответствующие госстандарту образования. Главная роль в этом процессе отводится учителю. Нужна продуманная система мер в борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика.  Качество не появляется внезапно. Его необходимо планировать. Его повышением занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте. А особенно в свете последних событий, связанных с пандемией. Дистанционное обучение отразилось на качестве знаний наших детей.  После обучения онлайн, дети стали менее мотивированы к учению, стараются найти более легкие пути выполнения заданий, данных учителем. Не хотят прикладывать усилий к обучению, а пытаются найти подсказки, списать выполненные задания в интернете. Дети стали еще более увлечены технологиями.

Поэтому, я считаю, наша задача направить их интерес в правильное русло и максимально использовать это в обучении.

Отсюда следует, что в настоящее время информационные технологии занимают важное место в   профессиональной деятельности учителя. 

В процессе работы я столкнулась с низкой заинтересованностью учащихся в учебном процессе. Выявляя причины, я пришла к выводу, что проблема состоит в неразрешенном противоречии, между естественным желанием детей приобщится ко всему новому и консерватизмом традиционных методов обучения. Выяснила также, что интересы большинства учащихся, так или иначе, связаны с компьютером.  Выход нашла в применении ИКТ. 

Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения успешным. Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.

Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Главная цель учителя русского языка и литературы - это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности.

Я считаю, что применение компьютера на уроках поможет решить такие практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе, как:

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
  • обогащение словарного запаса;
  • овладение нормами литературного языка;
  • знание лингвистических и литературоведческих терминов;
  • формирование общеучебных умений и навыков.

А для учителя:

  • это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно в режиме дискуссии, а не монолога;
  • это расширение информационной емкости и плотности урока;
  • это соответствие требованиям, предъявляемым  не только педагогическим и ученическим, но и родительским сообществами;
  • это понимание своей востребованности, конкурентоспособности.

Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Еще К.Д.Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока-наблюдения, урока-семинара, урока-практикума, урока-виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.

Уроки литературы, на мой взгляд, особые. Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеофильмов. Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным. А также многие классические произведения уже нашли свое новое воплощение в кинематографе.

В целом ИКТ это не только презентации Power Point и видеоролики, а также информационные технологии можно применять на любом из этапов урока и в любой интерпретации.

Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами одним из элементов ИКТ, который я часто применяю на своих уроках. Этот элемент называется «Plickers».

В наш век цифровой трансформации и информационного ускорения педагогические технологии предлагают множество способов для выявления сформированности знаний. Одним из них является интерактивная система Plickers, которая позволяет провести фронтальный опрос всех участников образовательного процесса буквально за несколько минут.

Для работы в этой системе необходимо:

  • персональный компьютер с выходом в Интернет;
  • смартфон с мобильным приложением;
  • распечатанные бумажные карточки с QR кодами;
  • проектор для визуализации образовательного и опросного материала.

На современном этапе развития школьного образования проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение. Информационные коммуникационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Компьютер не сможет заменить живого слова учителя, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его более интересным, эффективным, повышают мотивацию учащихся к изучению предмета. И на сегодняшний день уже трудно представить себе урок, внеклассное мероприятие, классный час без использования ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования.

Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения предмета повышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различных общеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.

Мультимедиа позволяет мне готовить к урокам разные продукты: тесты, разноуровневые задания, стихотворения и прозу для анализа и сопоставительного анализа, проекты, исследования, рефераты, доклады, небольшие сообщения, буклеты, презентации.

Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Здравствуй, Новый год! (для детей 4 лет)
600 тенге
Здравствуй, Новый год! (для детей 5-6 лет)
600 тенге
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (1-2 класс)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (3-4 класс)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Независимый Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Независимый Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты