Ахмет Байтурсынов одна из значимых личностей в казахской истории. Общественный деятель, акын, просветитель, ученый, политический публицист Ахмет Байтурсынов, родился 05 сентября 1872 году в селе Сарытубек Жангельдинского района Костанайской области [2].
Ахмет Байтұрсынұлы великий просветитель и педагогический деятель. На протяжении всей жизни он носил звание славных сынов казахского народа.
Он стал одним из самых крупных реформаторов своего времени в становлении казахского языка, литературы и образования и был патриотом своей страны и нации.
Он всегда боролся за честь и пытался пробудить достоинства и сознание в других. Он был одним из лидеров идеи «Алаш».
Ради любви к своему народу он пятикратно попадал под арест, а затем был приговорен к расстрелу.
Ахмет Байтурсынов видел свою жизненную миссию в приближении образования к народным массам, вдохновить народ на просвящение для благополучного будущего.
Ахмету Байтурсынову приходилось созидать в неблагоприятиных социально-политических условиях.
Мечтая о сильном, образованном Казахстане, умеющем ставить стратегически обоснованные планы развития страны, Ахмет Байтурсынов определил следующие условия: достаточное финансирование, материальное обеспечение и вналичие высоквалифицированных кадров.
Наследие Ахмета Байтурсынова в современном мире уникально, его творчество это отражение жизни казахского народа. Он один из первых затронул проблему состояния казахского общества. А.Байтурсынов один из первых создал теорию казахского фольклора.
Научные труды Ахмета Байтурсынова это достояние современного общества, первая терминология на казахском языке – это прочная ступень, которую он заложил для дальнейшего развития казахской литературы.
Ахмет Байтұрсынұлы каждое свое произведение начинал с Корана, что свидетельствует о его религиозности, о чистоте его мыслей.
Важное качество, которое он ценил в первую очередь – это человечность, но не менее важным он считал образованность человека.
По его словам, нечеловечность и необразованность, могут стать опасным явлением для казахского народа.
В 1907 году Ахмет Байтурсынов активно включился в политическую деятельность для работы с царским произволом, в процессе которой стал субъектом пристального надзора.
В этом же году его заключили в тюрьму, где отбывая срок, он сочинял стихи про беды казахского народа, которые принесли ему немалую славу.
Ахмет Байтурсынов в своих трудах отмечал важность «красоты» и мелодичности казахской речи, что бы каждый, даже незная языка, ощущал его «красоту», «тонкость» и мелодичность.
Этот феномен стал в современности основой развития казахской язычности.
Ахмет Байтурсынов на основе арабской графики выделяет 17 согласных, две полугласных, пять гласных фонем и один диакритический знак (дәйекші), обозначающий мягкость фонем.
Ученый ратовал за фонемографический подход в создании казахского алфавита, когда одной букве соответствует одна фонема.
Фонемографический принцип исследования звуковой системы казахского языка был оценен лингвистами и явился основой в создании фонологических теорий уже после реабилитации ученого в 90-х годах ХХ столетия.
Теория фонемы, заложенная в трудах ученого, получила свое дальнейшее развитие. Неоценимым вкладом в теорию письма является алфавит Байтурсынова, основанный на арабской вязи.
Его «төте жазу» (экономное письмо) было признано гениальным и получило признание в мировой лингвистике как «Феномен Байтурсынова».
Суть этого алфавита заключается в том, что небольшим количеством букв передается вся богатая фонетическая система казахского языка.
Среди гласных звуков обозначаются только твердые, а чтобы все слово произносилось мягко (по закону сингармонизма), в начале слова используется специальный знак «дайекше».
Этот алфавит до сих пор используется нашими соотечественниками за границей (Китай, Афганистан, Пакистан и др.) [1].
Выпуск газеты «Казах» стал для Ахмета Байтурсынова новым этапом в его примечательной жизни.
Совместно с писателем Миржакыпом Дулатовым он обсуждал в газете литературные вопросы о великом наследии казахского народа.
Статьи газеты призывали казахский народ к развитию и совершенствованию знаний.
Но его критика в газете «Казах» была признана против власти и в скором времени его оштрафовали, Ахмет Байтурсынов был арестован в размер штрафа, ради спасения газеты, но жертва не принесла результата и в 1918 году газету закрыли.
На протяжении всей жизни Ахмета Байтурсынова обвиняли в контрреволюционной деятельности.
В октябре 1937 года его вновь арестовали и спустя два месяца расстреляли.
В 1988 году Ахмета Байтурсынова оправдали за отсутствием состава преступления [1].