Введение: Как известно предмет сольфеджио, это одна из самых трудных дисциплин в музыкальном образовании, и очень часто мы сталкиваемся с тем, что Ученики не любят этот предмет. Это связяно с тем, что эта дисциплина в отличии от других, обладает накопительной системой знаний по степени усложнения с 1 по 5 или 7 класс, и если ребенок упустил какую -то стадию, тему, то возникает непонимание и соответственно боязнь предмета.
Такая сложность дисциплины заключается в том, что она состоит из 3х компонентов; теория, интонирование (сольфеджирование), слух. На уроках сольфеджио развитию слуха уделяется особое внимание. Мы используем различные виды работы: слуховой анализ, подбор мелодии по слуху, и диктант – одно из самых сложных заданий в нашем курсе, и значимых форм работы на всех этапах обучения.
Музыкальный диктант (от лат. Dikto- диктую, повторяю) - практикуется при изучении музыкальной дисциплины Сольфеджио. Музыкальный диктант представляет собой запись нот на слух: преподаватель проигрывает несколько раз музыкальный фрагмент (одноголосный, двухголосный или многоголосный), после чего учащиеся должны записать на нотном стане воспроизведённый отрывок, определив его музыкальный размер, ритм и прочее. В качестве «музыкального материала» для диктантов в педагогической практике принято использовать как фрагменты собственно музыкальных произведений, так и специально сочиненные в методических целях примеры.
Диктант развивает музыкальную память и способствует обдуманному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи. Диктант - итог работы над развитием слуха. Прежде чем приступить к диктанту, необходимо развить определенные слуховые навыки. Записи мелодии предшествует большая подготовительная работа. Ее формы должны быть систематическими и разнообразными. Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать яркие и понятные музыкальные образы развивается постепенно. Последовательно ребенок приобщается к музыкальной речи: звуковысотным соотношениям, характерным мелодическим интонациям, ритмическим рисункам, темповым изменениям, динамическим оттенкам, тембровым краскам, ощущая их неразрывную связь с эмоциональным содержанием музыки. Приступать к написанию диктанта можно лишь при соблюдении определенных условий.