В образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны работы учителя.
С моей точки зрения одной из главных задач является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания современная технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании общности методов, приёмов и форм организации обучения , повышающих эффективность обучения, применение которых имеет успешно заданный результат.
С овладением любой новой технологией начинается новое мышление учителя: глобальность , структурность, ясность методического языка,обретение обоснованной нормы в методике.
Применяя новые педагогические технологии на уроках в процессе обучения английскому языку можно добиться более качественных результатов.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка я использую современные технологии в своей практике:
Проектная.
Метод проектов направлен на то, чтобы развить самостоятельное мышление ребенка и научить его чётко запоминать и воспроизводить знания,умение применять их на практике. Главное, что в работе над проектом дети учатся сотрудничеству а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, и навыки сопереживать, формируются творческие способности и активность.
Нужно отметить, чтобы решить проблему, которая имеется в основе проекта, обучающиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообрзным справочным материалом, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение кратко излагать мысль. Итак, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной программе обучения, при этом необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая работа должна проводиться постоянно.
На первом этапе выбирается тема и разрабатывается план проектной работы.
Второй этап обеспечивает самостоятельную работу над проектом:
- выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;
- обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;
- работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
Я рекомендую ученикам делать сначала черновой вариант проектной работы и проверяю его, затем в конечном варианте ошибок не будет. Если есть ошибки в итоговом варианте проекта, исправляю их карандашом или записываю замечания на отдельном листе бумаги. Тогда учащиеся сами могут решить, как исправлять ошибки в конечном варианте работы.
Третий этап – защита и обсуждение проектов.
Так как методическим содержанием современного урока английского языка является коммуникативность, то обучение английскому языку организуется так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации, т.е. общению. Защита проектов замечательно подходит для этого. Обучающиеся с удовольствием обсуждают проекты, представленные на учебных занятиях, как в парах, так и в группах; не боятся высказывать свою точку зрения перед классом, задавать интересующие вопросы.
Основным моментом является подведение итогов дискуссии. Для того чтобы активизировать и стимулировать желание учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, преподаватель может использовать различные способы поощрения. Так, во время урока обучающиеся могут заработать баллы за удачный вопрос или ответ, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки.
Нужно отметить практика использования метода проектов показывает, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни”.Таким образом можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность, как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.
Например:
По теме «My family »: составить и нарисовать семейное древо, рассказать о своих предках, родителях, бабушках и дедушках, ближайших родственниках.
Проект “Traditional holidays ” в теме праздники.
В ходе изучения темы «Art» ученики старших классов посетили краеведческий музей.
После посещения музея появилась идея создать печатную продукцию по экспозиции. Ведь музей – одна из достопримечательностей нашего поселка. Эта задача потребовала от обучающихся применения исследовательских методов для её решения. Необходимо тщательно изучить фонды музея и литературу, имеющуюся в библиотеке, провести интервью с сотрудниками музея, использовать видеосъёмку, ресурсы Интернета.
Конечные результаты этой деятельности имеют практическую значимость - привлечь внимание к истории района - создание альманаха, видеофильма, размещения информации в Интернете, составления путеводителя, проспекта и т.п.
Ведение дневниковых записей студентов. Дневник студента может не быть ограничен временными рамками и позволяет учащимся ответить на вопрос или описать то, что они знают по данной теме. Эти дневники можно собрать и просмотреть, чтобы прокомментировать их потом для обучающегося. Дневник может охватывать несколько тем, изученных в семестре. Записи в дневнике могут быть обсуждены в паре или в небольшой группе. Главной трудностью такого вида работы является, несомненно, противоречие между достаточно богатым и разнообразным жизненным опытом студентов, с одной стороны, и ограниченными его возможностями при описании событий и изложении фактов на иностранном языке, с другой. Форма заполнения дневника должна быть достаточно стабильной и единообразной. Это придает действиям повторяющийся характер, а самому студенту - уверенность при ведении дневниковых записей.
«Мой любимая книга». Задачи:
- Описание своего любимого литературном героя.
- Получить как можно больше информации о других литературных персонажах для передачи её другому лицу.
Межпредметные проекты: Также в процессе изучения английского языка я использую межпредметные связи.
Игровые технологии, которые я использую в своей практике:
Использование игры позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонности, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера прививают учащимся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно обозначить какую-либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.
Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие – коллективно.
Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10-12 минут учебного времени. Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные – желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и проведения.
Большие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, дают условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом и т.д.
Проблема указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли может распределить преподаватель, но их могут выбрать и сами обучающиеся. Это зависит от особенностей группы и личных характеристик обучающихся, а также от степени овладения ими иностранным языком.
Примеры ролевых игр:
Мой город. Цель: активизация навыков и умений вопросно-ответного взаимодействия с использованием различных форм вопросительных, предположительных высказываний и техники расспроса, а также всевозможных по содержанию и структуре реплик реакций.
Ход игры: участники игры образуют пары. Каждый из играющих получает вариант плана города, на котором указаны какие-либо достопримечательности. Задавая друг другу вопросы, играющие устанавливают названия улиц, местоположение достопримечательностей. Они должны также описать дорогу к этим местам от заданной исходной точки.
Моё свободное время: Цель: активизация навыков и умений дискутирования, обсуждения, аргументирования, объяснения, убеждения на иностранном языке.
Ход игры: участники игры разрабатывают маршрут за город и план проведения уикэнда. Каждая группа обсуждает и представляет свой план. Условия, которые должны быть учтены, могут быть различными (определение суммы денег, мест для посещения, выбор транспортных средств, спортивного инвентаря для игр на природе и т.п.).
Мои друзья: Цель: формирование навыков и умений выражения в монологической и диалогической речи предпочтения, выбора, аргументации, объяснения и других намерений говорящего.
Ход игры: обучаемым предлагаются перечни личностных и профессиональных качеств, необходимых определённому специалисту. Каждый должен пронумеровать по степени важности, в соответствии с собственными взглядами и убеждениями все названные качества. Затем в ходе дискуссии все должны обосновать свой подход к оценке этих качеств и обсудить значимость всех качеств и предлагаемые приоритеты в
Игры способствуют обогащению и закреплению бытового словаря, связной речи, грамматических структур, развивают память, внимание, наблюдательность и воображение. Постановка отрывков из художественных произведений на языке оригинала – тоже игра.
«Модельный метод обучения» (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-аукцион, урок-пресс-конференция,
Данные уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают интерес, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь.
Урок-пресс-конференцию провожу с целью обобщения и закрепления изученного материала. Класс разбивается на группы. Одна их часть превращается в представителей прессы-сотрудников различных газет; другая - в специалистов: экологов, историков и т.д.
Используя разного вида уроки-пресс-конференции, я поняла, что они как нельзя лучше способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Необычные по форме, эти уроки вызывают большой интерес у обучюащихся, хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта.
Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата). Объем материала огромный, да и требования к предмету повышаются с каждым годом. Многое из того, что обучающимся необходимо знать, остается за рамками программы или же изучается вскользь. Главное это касается словарного запаса. Именно поэтому теория опережающего обучения очень полезна. На основе элементов этой технологии я провожу уроки изучения нового материала с помощью консультантов и групповой формы работы. Например, при изучении темы « Субкультуры» класс разбивается на отдельные группы, у каждой группе было дано опережающее задание. Заранее с консультантами были оговорены задачи и регламент ответов. Консультанты выступили в роли лидеров групп, распределяли обязанности внутри группы, и оценивали работу товарищей. За короткое время занятия разобран и обобщен огромный контент.
Технологии интегрированного обучения
Так как английский язык неразрывно связан с другими школьными дисциплинами, то составная часть методики преподавания - технологии интегрированного обучения. В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей. По мнению Сухомлинского это дает “желанное пробуждение мысли”, что реализует нашу цель развитие социального интеллекта. Оно требует и разнообразие форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность восприятия обучающимися учебного материала. Многие понятия в английском языке не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другими предметами.
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Учителю неоходимо работать так, чтобы обучение не наносило вред здоровью. Более того, одной из главных целей учебно-воспитательного процесса в моем понимании обучение детей с помощью методов сохранения и укрепления своего здоровья. Важную роль при этом отвожу здоровьесберегающим образовательным технологиям, целью которых является обучение по предмету не наносящее вреда здоровью, развитие двигательных способностей, которые так необходимы в жизни.
В своей практике использую методы и приемы:
Метод эмпатии (вживания)означает "вчувствование” человека в состояние другого объекта, "вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.
Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту - себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.
Метод "Mind-Map”(Карта памяти) является интересной технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
Метод показывает и выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
Метод "Brain Storming”(Мозговой штурм)
Способом мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, словарные диктанты, тесты применяются на любых этапах проверки знаний: при закреплении изученного, в самостоятельной и домашней работах учащихся, а также при изучении нового материала. обучающиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием составляют самостоятельно кроссворды, диктанты, тесты с помощью рабочих тетрадей, учебника, дополнительной литературы, что способствует формированию более высокого уровня образования и развития.
Продуктивной формой активизации познавательной деятельности обучающихся является, на мой взгляд, написание письма. Обучающиеся пишут письма друг другу, учителю, вымышленному адресату, учитывая правила написания личного письма. Чтобы интерес к этой работе не ослабевал, необходимо брать как можно более обширную тематику писем и обязательно оценивать работы по балам. Когда у учеников накопится достаточно навыков по написанию писем, предлагаю написание писем с орфографическими и лексическими ошибками, а далее и задания повышенного уровня - эссе.
Обобщая сказанное можно отметить, что использование новых педагогических и информационных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Я дополняю и сочетаю традиционные методы преподавания с новыми методами, использую информационные технологии, применяю индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваю их лингвистические способности, а также объективно оцениваю качество знаний каждого ребенка. Следовательно, использование новых педагогических и информационных технологий в преподавании английского языка является неотъемлемой частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным.