Основная задача в работе педагога – подобрать формы и методы организации учебной деятельности, которые будут способствовать развитию личности обучающегося.
Контроль знаний является неотъемлемой частью учебного процесса. Большинство обучающихся болезненно переживают процесс проверки качества знаний. Поэтому надо превратить этот процесс в увлекательное мероприятие, которое позволит не только проверить знания обучающихся, но и активизировать интерес к дальнейшему изучению предмета, развить творческие способности ребенка. Игровые технологии, являются наиболее подходящими средствами, которые можно использовать для контроля знаний обучающихся в системе дополнительного образования.
Контроль знаний - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
Хорошо поставленный контроль позволяет не только правильно оценить уровень усвоения обучающимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Все это обусловливает необходимость применения разнообразных способов контроля, но в любом случае система должна обладать развивающей по отношению к учащимся функцией. Для этого необходимо выполнение следующих условий:
- индивидуальный характер контроля;
- систематичность, регулярность контроля на всех этапах обучения;
- разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса обучающихся к его проведению и результатам;
- всесторонность: контроль должен охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков детей;
- объективность;
- дифференцированный подход.
Контроль знаний, умений и навыков является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности и последовательности обучения должен осуществляться в течение всего периода обучения.
Наиболее точно и качественно оценивать знания обучающихся позволяет разнообразие видов и форм контроля. В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
Индивидуальный контроль.
При индивидуальном контроле каждый студент получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся. Такая форма контроля всегда планируется: педагог намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.
Групповой контроль.
При проведении такого контроля группа временно делится на несколько подгрупп и каждой подгруппе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые или разные задания.
Групповую форму контроля применяют:
а) При повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.
б) При выделении приемов и методов решения задач.
в) При выявлении наиболее рационального решения задач или доказательства теорем.
Иногда групповой контроль проводят в виде уплотненного опроса.
Так, например, после изучения темы «Управление инвестициями» проводится устный опрос, работа в микрогруппах. Задания направлены на повторение, закрепление и систематизацию знаний для достижения их прочности. За основу взяты ранее изученные темы «Инвестиции, их состав и структура», «Инвестиционный проект». Работа в малых группах способствует активизации деятельности учащихся, так как решающим преимуществом данной методики является активное включение в процесс обучения посредством применения взаимоконтроля, самоконтроля, самооценки и самокоррекции знаний.