Использование игровых приемов при коррекции речи с помощью пособия позволяет развить фразовую речь, освоить конструкцию простых предложений, обогатить словарный запас, овладеть навыками словообразования и словоизменения.
Взяв всё вышесказанное во внимание, мною было принято решение изготовить дидактическое, наглядное пособие, предназначенное для развития всех сторон речи. Данное пособие может быть использовано для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Помимо этого добавлены кубики для выполнения артикулляционной гимнастики и автоматизации звуков.
Немецкий учёный Фридрих Фребель отмечал уникальность кубика для развития ребёнка. Он считал кубики «бесспорным и необходимым даром для ребёнка», второй важной игрушкой после мяча. С помощью кубика малыш получает возможность наблюдать, сравнивать, познавать и изучать новое. Кубики помогают ребёнку развивать внимание, наблюдательность, логику, пространственное воображение, творческие способности. Кубики очень увлекательные. С ними можно придумать ещё очень много различных занятий и игр.
Кубики можно прятать и показывать вновь. Но с комментариями: «Смотри, какая красивая лошадка на этом кубике. Покажи язычком, как скачет лошадка». Или: «Этот круг на кубике желтый. Назови желтые предметы». Или: «Составь предложение со словом Школа» и много других вариантов.
Практическая значимость творческой работы заключается в том, что предложенная система применения данного пособия в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Использование данного пособия в работе учителя-логопеда:
- поможет ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал;
- даст возможность возвращаться к игре в разных её вариантах, чтобы незаметно для себя повторить пройденный материал;
- будет способствовать развитию творческого мышления, развитию познавательного интереса;
- научит самостоятельно использовать информацию;
- поможет объединить педагога, детей и родителей.
Процесс формирования правильной и грамотной речи занимает немало времени в жизни ребёнка. Развитие чёткой, грамотной и богатой речи, которая является залогом успешного обучения ребёнка в школе и полноценного общения со сверстниками и взрослыми, имеет особое значение именно в дошкольном возрасте. Работа в данном направлении должна охватывать весь языковый спектр и все компоненты речи. Система развития речи включает в себя следующие разделы:
- работа над звукопроизношением слуховой памятью и фонематическим слухом;
- формирования грамматического строя речи;
- расширение словарного запаса;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики;
- формирование навыков письма;
- обучение чтению.
Работа по развитию речи ведётся не отдельно по каждому разделу, а во взаимосвязи.
Как самостоятельно изготовить кубики:
Нужно взять основу – любые кубики: пластмассовые, пластиковые или деревянные. Затем, необходимо найти подходящие по смыслу картинки и распечатать их. Картинки выбираются в соответствии со смысловым назначением каждого кубика.
1 кубик – начало истории, выбор героев;
2 кубик - раскручивание сюжета, куда герои хотят отправиться (что найти);
3 кубик - на чем, с помощью чего герои действуют;
4 кубик - кульминация (решающее событие);
5 кубик - волшебное средство/помощник;
6 кубик (не обязательно) – завершение истории.
Затем, на грани кубиков-основ нужно наклеить эти картинки.
На каждом кубике 6 граней. На одной грани каждого кубика обязательно вариант для свободы воображения ребенка – это знак вопроса или белая, пустая грань!