Программа диагностики психологической готовности к школьному обучению детей с ЗПР применяется в течении 3 лет. Проводя диагностику детей с ЗПР, нужно строго придерживаться следующих правил:
• перед началом обследования устанавить устой¬чивый положительный контакт с ребенком;
• во время обследования поддерживать интерес ре¬бенка к выполняемым заданиям;
• различные виды помощи ребенку строго дозировать и обя-зательно фиксировать в протоколе обследования;
• каждый вид задания начинать с легкого (тре¬нировочного) варианта, чтобы ребенок понял, в чем заклю¬чается задание, и ощутил удовлетворение от его успешно¬го выполнения;
• предлагать ребенку полифункциональные зада¬ния, обеспечивающие оценку сразу по нескольким пока¬зателям познавательного развития;
• продолжительность тестирования не превышает 20 минут, при первых признаках утомления переходить на другой вид работы;
• индивидуализировать последовательность предъяв¬ляемых заданий (легкие/трудные, вербальные/невербаль¬ные, учебные/игровые), чередую задания с учетом веду¬щего анализатора (зрительный, слуховой, тактильный, ки¬нестетический);
• при предъявлении многозвеньевых инструкций использовать несложные по грамматическому оформле¬нию речевые конструкции, предусматривать повторное поэтапное предъявление задания (делить инструкции на от¬дельные смысловые звенья).
Оценивая выполнение каждого отдельного задания, ана-лизировать следующие показатели:
• способность ребенка организовать свою деятельность: как он приступает к выполнению задания, насколько выражен при этом этап ориентировки в задании, как протекает сам процесс работы (действия планомерны или хаотичны, ха¬рактерны ли импульсивные реакции, «полевое» поведе¬ние);
• способы работы (рациональные/нерациональные), исполь-зуемые ребенком при выполнении задания: зрительное соотнесение, примеривание, бессистемные повторяющие¬ся действия;
• способность ребенка контролировать свою деятельность, замечать ошибки в работе, находить и исправлять их;
• способность ребенка руководствоваться образцом: умение работать по образцу, сличать свои действия с образцом, осуществлять поэтапный контроль;
• отношение ребенка к результату своей работы: проявляет ли заинтересованность в конечном результате; демонстри¬рует индифферентное отношение; ориентируется на оценку экспериментатора, а не на сам результат.
• понимание содержания задания, восприимчивость к по¬мощи, способность осуществить перенос показанного спо¬соба на аналогичное задание.