В научной литературе активно обсуждается вопрос о важности изучения повседневного стресса, в частности его влияния на семейные взаимоотношения. Дифференциальные признаки стрессоров наблюдаются у детей из разных типов семей. В то же время повседневный стресс является результатом обыденных событий, например, нехватки денег, проблем на работе и трудностей в семье.
Авторы отмечают, что человек испытывает стресс и воспринимает события как угрожающие, когда он считает, что его ресурсов недостаточно для преодоления препятствий (стимулов, людей, ситуаций и т.д.), что обстоятельства требуют от него большего. Когда требования, предъявляемые к нам, превышают нашу способность справляться, мы испытываем стресс. Считается, что подростковый возраст является «трудным», «проблемным», «неудобным» для родителей и учителей. По мнению социологов, семья является важнейшим институтом общества, поскольку с ней связано развитие человечества. Именно семья воспитывает человека, заботясь о нем и обучая его. Человек проводит большую часть своего времени в семье, больше всего влияющей на его личность. Семья – это центр общества и источник поддержания культуры.
Однако в зависимости от типа семьи социализация человека и развитие его личности реализуется разными путями. По критерию полноты выделяют полные и неполные семьи. Разница между одной семьей и другой заключается в том, что полная семья – это семья с двумя родителями, а неполная семья – с одним родителем. Состав семьи влияет на формирование личностных свойств и паттернов поведения человека.
Важным и недостаточно исследованным вопросом являются особенности стрессоустойчивости людей из полных и неполных семей. В нашем исследовании научная новизна будет заключается в выявлении уровня стрессоустойчивости молодежи в полных и неполных семьях (с помощью опросника «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» (Н.П. Фетискин)), а также определении их доминирующих копинг-стратегий (с помощью опросника «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер). Полученные результаты могут быть использованы в семейной практической психологии.