Карта дефектологического обследования для учителей дефектологов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.
Протокол обследования ребенка
1. Сведения о себе и о ближайшем окружении ( точность представлений).
• Как тебя зовут?
• Какая у тебя фамилия?
• Ты девочка или мальчик?
• Сколько тебе лет?
• Где ты живёшь?
• Как зовут маму?
• Как зовут папу?
• Где и кем работает твоя мама?
• Где и кем работает твой папа?
• Ты сюда пришел или приехал? На чем?
• Какие у тебя есть игрушки?
• Кто водит машину?
• Кто учит детей?
• Какое сейчас время года?
• Какое сейчас время суток?
• Как ты догадался?
2. Сформированность сенсорных эталонов.
• Восприятие цвета (узнавание, соотнесение, называние, выделение цвета в окружающей среде).
• Восприятие формы (узнавание, соотнесение, называние, выделение формы в окружающей среде)
• Величина (большой – маленький , длинный – короткий , высокий – низкий, широкий – узкий )
• Часть и целое (составление целого изображения из 4 частей).
• Осязательное восприятие ( гладкое, шершавое, пушистое, колючее).
3. Познавателььная деятельность.
• Наглядно – действенное мышление (умения располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак).
• Наглядно – образное мышление ( умения раскладывать сюжетные картинки в правильной последовательности, согласно сюжету).
• Словесно-логическое мышление ( умения находить сходства и различия предметов, группировать предметы по сходным признакам, умения выделять лишний предмет)
4. Память.
• Объем слуховой памяти (метод А.Лурия): 4 г. до 5 слов, 6 л. До 10 слов.
• Зрительная память («Чего не стало?»): 4 года до 5 игрушек, 5 лет – 6 или 7 игрушек, 6 лет - 7 – 10 игрушек.
• Конструирование из палочек по памяти.
5. Произвольное внимание
• Найди отличия в предметах, в сюжетных картинках?
• Найди такой же предмет?
6. Элементарные математические предложения.
• Устный счёт до 5, до 10.
• Обратный счёт от 5 до1, от 10 до1.
• Понимание понятий один-много.
• Умение соотносить число и количество.
7. Ориентировка в пространстве и во времени.
• Показывать части своего тела.
• Называть части своего тела.
• Определять пространственное расположение предметов (впереди-сзади, далеко -близко, вверху-внизу).
• Временные представления (части суток, времена года, месяцы).
8. Особенности речи.
• Понимание словесной инструкции.
• Наличие фразой речи.
9. Конструктивная деятельность.
• Умение строить по образцу.
• Умение строить самостоятельно.
10. Игровая деятельность.
• Предметная игра.
• Сюжетно-ролевая игра.