Класс 8 |
||
Тема урока: |
Роль языка в жизни человека |
|
Цель: |
Научиться определять роль языка в жизни человека, используя текст легенды о языке |
|
Этапы урока |
Время |
|
Этап вводно-мотивационный |
5 мин |
Просмотр видеоролика: «Докричаться до брата. Близнецы разговаривают», «Где-то далеко. Общение Штирлица с женой» Вопросы учителя к ученикам по определению темы и цели урока: - Что объединяют эти два ролика? (общение) -Чего не хватает им для полноценного общения? (речи) Определите, какова тема сегодняшнего урока. Сформулируйте цель урока. Деление на группы по 5 человек. На столе расположены 5-7 полосок цветов радуги. Каждому ученику предлагается выбрать полоску с понравившимся цветом. В группы собираются ученики, объединившись радужным многоцветием. |
Этап информационно-операционный Стратегия «Делегат» |
Время 24 мин |
Каждая группа получает одинаковое задание Индивидуальная работа. - внимательно и осмысленно прочитайте текст – 3 минуты; - ответьте на вопросы, размещенные после текста- 3 минуты; Групповая работа. - в круговом опросе за столом все высказываются коротко, озвучивают свои ответы, аргументируя свою точку зрения. Ребята, работа над текстом будет проходить с использованием стратегии «Делегат». Вы уже знакомы с алгоритмом работы по данной стратегии. Стратегия: «Делегат»
Легенда о языках. Однажды Ксанф позвал гостей и велел Эзопу приготовить для них самое лучшее, что есть на свете. Когда Эзоп подал гостям языки, все удивились, а Эзоп объяснил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка» Против такого объяснения никто не смог возразить. В другой раз Ксанф приказал Эзопу купить к обеду самое худшее. Когда Эзоп подал гостям языки и в этот раз, все удивились еще больше и потребовали объяснение. Эзоп обратился к Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, сориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он призывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, придавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!» Гости Ксанфа и сам философ не нашлись, что ответить рабу Эзопу, имя которого до сих пор известно всему миру. Имена же тех, кто считал себя выше. Безвозвратно канули в Лету Вопросы к тексту - О чем заставляет задуматься этот текст? - Что нового узнали об Эзопе? -Каково его мнение о языке? - Какой «язык» имел в виду Эзоп в своих объяснениях? -Какие глаголы использовал автор, для описания положительной и отрицательной роли языка. - С каким значением слово «язык» мы имеем дело на уроках русского языка? -На каких явлениях русского языка основана эта легенда? (язык – омонимы: средство общения, орган) Является ли синонимами слова «язык» и «речь»? - Какова основная функция языка? -Можно ли сделать выводы, которые пригодятся тебе в жизни? - Согласны ли вы с позицией Эзопа? |
Этап рефлексивно-оценочный |
10 мин |
Взаимоопрос: Написать на листочке вопрос по данной теме. Свой вопрос задать выбранному человеку. Получив ответ и ответив на его вопрос, ищем следующую пару и задаём вопрос, который задали вам. |
Домашнее задание |
1 мин |
Изучить легенды, пословицы о языке и дать им объяснение |
Урок на тему "Роль языка в жизни человека"
Полная версия материала