План-конспект коучинг-занятия
на тему «Умеющие мыслить-умеют задавать вопросы»
учитель 2 уровня высшей категории Мальтиевой К.Б. 17.02.2018.
Общие цели |
Научить различать, способствовать формированию профессиональной компетентности учителя по применению новых методов и приемов на практике при проектирования учебных вопросов и заданий |
|
Результат обучения |
Учителя смогут составлять вопросы высшего и низшего уровня, опираясь на таксономию Блума, правильно подбирать задания и приемы для их выполнения |
|
Ключевые идеи |
Кто умеет правильно задавать вопросы, тот сможет получить нужный ответ. |
|
Источники |
Руководство учителя; Интернет-ресурсы; «Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения», авт.А.К.Мынбаева, З.М.Садвакасова. |
|
Материалы и оборудование |
реквизит к практическим заданиям, канцелярские принадлежности, презентация, видео для разминки, или шкала успеха. |
|
Ход занятия |
||
Этапы проведения занятия |
Время – 60 минут |
Действия преподавателя и действия участников |
Организационный 1. Приветствие 2. Создание коллаборативной среды; атмосферы настроя и эмоционального состояния 3. Деление на группы |
5 мин |
1. Приветствие коуча. 2. Позитивный настрой. Звучит красивая инструментальная музыка. Коуч предлагает участникам поздороваться друг с другом способами, принятыми в различных странах мира. Коуч называет страну и форму приветствия, участники выполняют. В Казахстане принято пожимать друг другу руки;
Китай – государство древнее, обычаи и ритуалы здесь формировались многие сотни и тысячи лет. И приветствие – всегда было одним из важнейших ритуалов. 3. Формирование групп: каждому участнику раздаются картинки с изображением героев мультфильмов, по которым формируются 3 группы: зайцы, медведи и лисы Просмотр видеоролика «Ералаш», сюжет «Школа моей мечты» или «Профессор Почемучкин» - выход на тему коучинга |
Вызов |
5 мин |
Как вы понимаете : вопросы высокого и низкого порядка? На столах у вас есть раздаточный материал (приложение 1).Постарайтесь определить, какие вопросы относятся к вопросам высокого и низкого порядка Коуч предлагает вспомогательный материал выводит на экран интерактивной доски
|
Осмысление |
15 мин |
Используя презентации Открытые вопросы начинаются со слов «Как?», «Когда?», «Где?», «Для чего?», «Зачем?», «Кто?», «Что?». Они не оценочные и устремлены в будущее, к новым альтернативам. В этой связи, вопрос, начинающийся со слова «Почему?» часто плохо подходит, так как, отвечая на него, собеседник может пуститься в анализ прошлого, поиск причин происходящего, таким образом оставаясь в рамках той же самой альтернативы. Вопросы «зачем?» и «для чего? превращают проблемы в задачи и ориентируют на будущее решение. С другой стороны, хорошим будет вопрос: «Почему для Вас это важно?». Закрытые вопросы Открытые вопросы Можно «открыть» вопрос еще больше, используя множественное число: «Каковы могут быть способы?…», а можно даже еще больше, добавив слово «некоторый»: «Каковы могут быть некоторые из лучших способов?…» Открытые вопросы призваны выводить человека не только из ситуации «да/нет», а вообще из любых бинарных ситуаций. Люди часто оценивают ситуации категорично – либо хорошо, либо плохо; либо налево, либо направо. Однако между черным и белым всегда есть целый спектр градаций серого. Поэтому мы можем пользоваться «шкалирующими» открытыми вопросами. Например, на утверждение, что «данный подход не эффективен» можем спросить: «Какова, по Вашему мнению, эффективность данного подхода в процентах?» И затем: «Какие могли бы быть некоторые их лучших способов поднять эффективность до…?» Другое призвание открытых вопросов – это выводить клиента из ситуаций «выбора без выбора», когда все альтернативы, которые он видит перед собой, приводят к неблагоприятным для него последствиям. Представьте себе классическую ситуацию русского богатыря, чешущего в затылке перед камнем на распутье трех дорог, на котором написано: «Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – денег лишишься, прямо пойдешь – с жизнью расстанешься». Ключевым словом в вопросе будет слово «еще». «Что еще можно сделать?» Вариантов, на самом деле, не три, а великое множество. Это была ситуация, когда все из первоначально обозреваемых альтернатив неблагоприятны. Может быть и другая ситуация, когда каждая из альтернатив содержит в себе что-то привлекательное. В таком случае можно задать вопрос: «Что еще можно сделать, чтобы получить и то, и то». То есть мы разрываем логику «или», переводя ее в логику «и». Кажущиеся противоречия всегда можно разрешить, разнеся альтернативы, например: Во времени: «Когда Вам важно получить первое? Когда Вам важно получить второе? Когда еще?» В пространстве: «Где бы Вы хотели иметь первое? Где для Вас важно иметь второе? Почему для Вас это важно?» По точке приложения: «Как еще Вы могли бы использовать свое чувство юмора, чтобы оно помогало строить Вам отношения с окружающими?» |
Разминка |
3 мин |
Смотр мультфильма «Уроки бабочки» |
Работа в группах |
12 мин |
Участникам предлагается составить вопросы Уточняющие1 группа «Сказка «Колобок» 2 группа «Морозко» 3 группа «Маша и Медведь» |
Защита и оценивание работы |
10 мин |
Участники защищают постеры. Оценивание работы проводится с помощью обратной связи (устно или на стикерах) |
Творческое задание |
5 мин |
Участникам предлагается творческое задание. Составить синквейн по теме «План (планирование)», изобразить на постерах. |
Оценивание |
3 мин |
Два участника от группы зачитывают выполненное творческое задание. Выступление оценивается сигнальными карточками или стикерами Умение правильно задавать вопросы — качество, которое необходимо не только в школьной практике, но и в жизни. Умение задавать вопросы помогает при решении интеллектуальных задач, способствует улучшению взаимопонимания между людьми. Таким образом, умение задавать вопросы — это инструмент, который поможет:
создать условия для формирования УУД. |
Итоговая рефлексия |
2 мин |
После проведения коучинга участникам предлагается поделиться впечатлением и наклеить стикеры на «Шкалу успеха» Китайцы не улыбаются незнакомцам и не приветствуют их. Когда китайцы прощаются, они кланяются и кивают головой в знак уважения.Они часто говорят «чжу-и», что означает «береги себя» или «будь внимательным». Вообще согласно китайской традиции, когда они желают добра человеку, то советуют делать все медленно. Например, уходящему гостю они обычно говорят «мань-мань цзоу», что дословно переводится, как «иди медленно» и означает «не торопись», «иди осторожно». За обедом они желают приятного аппетита словами «мань-мань чи», что переводится, как «кушай медленно». У китайцев поклон – это знак уважения, особенно важный на различных церемониях и праздниках. Чем глубже поклон, тем большую степень уважения они хотят проявить. На официальных встречах также принято кланяться Во времена династий, гости, пришедшие к императору, должны были упасть на пол и головой простучать 9 раз в знак уважения. Такие жесты до сих пор используются в храмах для поклонения статуи Будды. Такие поклоны – это мощный жест проявления почтения к умершим или уважения к храму. Традиционно китайцы обычно не пожимали руки при встрече, но в последнее время это вошло у них в практику. По мнению многих иностранцев, они слишком долго и мягко жмут руку. Мягкое рукопожатие у китайцев считается жестом смирения и уважения. При общении с китайцами, избегайте объятий, похлопываний по спине и других прикосновений, кроме рукопожатия. Иногда при входе в школу, на встречу или на банкет китайцы, приветствуя, хлопают в ладоши. В таком случае заведено хлопать в ответ. |