Цель: представить и обобщить опыт работы в технологии развития критического мышления на уроках самопознания
Задачи:
-ознакомление участников мастер-класса со структурой проведения урока в рамках технологии критического мышления.
-приобретение практического опыта использования некоторых приёмов ТРКМ
-создание условий для активного взаимодействия участников мастер—класса между собой.
Форма проведения:
практическое занятие.
Приветствие. Активатор.
Начнём с того, что попробуем зафиксировать основные моменты наней с вами встречи. На странице «бортового журнала» я попрошу ва сделать короткие записи. Слева-известная информация. Справа- новая информация.. Эту страницу вы будете заполнять в течении всего занятия.
Одна из составляющих модели выпускника школы на современном этапе развития общества - способность к поиску взвешенных, рациональных решений. Сегодня в экономике, науке и культуре нужны молодые люди, умеющие самостоятельно работать с информацией и самостоятельно совершенствовать свои знания и умения. Наша задача, создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, научить ребёнка грамотно работать с информацией, способствовать формированию нестандартного мышления. Реальную помощь в этом педагогу может оказать использование в работе приемов технологии РКМ. Данная технология была разработана американскими педагогами Джени Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. Технология стала известна нам с 1997 года. Нашим педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться. В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем: Д.Дьюи, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского.
Наш менталитет понятие «критическое мышление» обычно связывает с поиском недостатков, недочетов. И когда мы говорим: «Он мыслит критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, каксо стороны учителя, так и со стороны ученика.
Слово «критическое» происходит от двух греческих слов: «критике» - искусство судить и «критерион» - средство для суждения. Значит, критическое мышление - искусство суждения, основанное на критериях, способность ставить новые, полные смысла вопросы;вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения. Критическое мышление - это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Цель применения этой технологии в учебном процессе - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно, при этом критически мыслить, проявлять активность, аргументировать свою точку зрения, эффективно взаимодействовать, добывать информацию из различных источников, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения и т.д. Применение стратегий ТРКМ дает возможность вырабатывать у учащихсянадпредметные умения, такие как: умение работать в группе; графически оформлять текстовый материал; творчески интерпретировать имеющуюся информацию; распределить её по степени новизны и значимости; обобщить полученные знания.
Дж. Барелл выделяет следующие характеристики критического мыслителя:
- контролирует себя, свою импульсивность;
- открыт для других идей;
- решает проблемы, сотрудничая с другими людьми;
- рассматривает проблемы с разных точек зрения;
- устанавливает множественные связи между явлениями;
- терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных;
- умеет строить различные выводы;
- размышляет о своих мыслях, чувствах – оценивает их;
- умеет применять свои навыки и знания в различных ситуациях;
- активно воспринимает и используют любуюинформацию.
Выше я говорила о том, что задача педагога - создать условия для развития личности ребёнка. Что это за условия?
1.Прежде всего, возможность вовлечения каждого ребёнка в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
2.Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этомопределенные коммуникативные умения,
3. Возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме.
Урок и сегодня остаётся главным элементом в учебном процессе. Учитель, работающий в рамках данной технологии, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в том случае, если:
- организовано учебное сотрудничество, главная идея которого не просто вместе выполнять задание, а учиться вместе.
- правильно выбран информативный материал, способствующий развитию КМ;
- стратегии, применяемые на разных этапах урока
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск, одновременно решая целый блок задач, а именно: развивает личность ученика, формирует коммуникативную компетентность, обеспечивает комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Данная технология и ее приемы могут применяться на любой ступени обучения.
Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление содержания, рефлексия (размышление). ННа каждой стадии урока аккомулированы все модули нового подхода.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах
Роль преподавателя на данном этапе урока: