Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Использование стратегий критического мышления на уроках самопознания

Использование стратегий критического мышления на уроках самопознания

ya_socials
Опубликовано:
Автор: dubghornaia01 562

Цель: представить и обобщить опыт работы в технологии развития критического мышления на уроках самопознания

Задачи: 

    -ознакомление участников мастер-класса со структурой проведения урока в рамках технологии критического мышления. 

       -приобретение  практического опыта использования некоторых приёмов ТРКМ

        -создание условий для активного взаимодействия участников мастер—класса между собой.

Форма проведения:

практическое занятие.

Приветствие. Активатор.

Начнём с того, что попробуем зафиксировать основные моменты наней с вами встречи. На странице  «бортового журнала» я попрошу ва сделать короткие записи. Слева-известная информация. Справа- новая информация.. Эту страницу вы будете заполнять в течении всего занятия. 

Одна из составляющих  модели выпускника школы на современном этапе развития общества - способность к поиску взвешенных, рациональных решений. Сегодня в экономике, науке и культуре нужны молодые люди, умеющие самостоятельно работать с информацией и самостоятельно совершенствовать свои знания и умения. Наша задача, создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, научить ребёнка грамотно работать с информацией, способствовать формированию нестандартного мышления.  Реальную помощь в этом педагогу может оказать использование в работе  приемов технологии РКМ. Данная технология была разработана американскими педагогами Джени Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером. Технология стала известна нам с 1997 года. Нашим педагогам оказалась близка сама философия технологии: нельзя научить, можно научиться. В основу этого подхода к обучению положены труды ученых с мировым именем: Д.Дьюи, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского.

Наш менталитет понятие «критическое мышление» обычно связывает с поиском недостатков, недочетов. И когда мы говорим: «Он мыслит критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. Тем не менее, в образовательной традиции, данный термин зачастую связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, каксо стороны учителя, так и  со стороны ученика.  

Слово «критическое» происходит от двух греческих слов: «критике» - искусство судить и «критерион» - средство для суждения. Значит, критическое мышление - искусство суждения, основанное на критериях, способность ставить новые, полные смысла вопросы;вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения. Критическое мышление - это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся  путем наложения новой  информации на жизненный личный опыт. Цель применения этой технологии в учебном процессе - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно, при этом критически мыслить, проявлять активность, аргументировать свою точку зрения, эффективно взаимодействовать, добывать информацию из различных источников, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения и т.д.  Применение стратегий  ТРКМ дает возможность вырабатывать у учащихсянадпредметные  умения, такие как:  умение работать в группе; графически оформлять текстовый материал; творчески интерпретировать имеющуюся информацию; распределить её  по степени новизны и значимости; обобщить полученные знания.

Дж. Барелл выделяет следующие характеристики критического мыслителя:

  • контролирует себя, свою импульсивность;
  • открыт для других идей;
  • решает проблемы, сотрудничая с другими людьми;
  • рассматривает проблемы с разных точек зрения;
  • устанавливает множественные связи между явлениями;
  • терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных;
  • умеет строить различные выводы;
  • размышляет о своих мыслях, чувствах – оценивает их;
  • умеет применять свои навыки и знания в различных ситуациях;
  • активно  воспринимает и используют  любуюинформацию.

Выше я говорила о том, что задача педагога - создать условия для развития личности ребёнка. Что это за условия?

1.Прежде всего, возможность вовлечения каждого ребёнка в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. 

2.Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этомопределенные коммуникативные умения, 

3. Возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме. 

Урок и сегодня остаётся главным элементом в учебном процессеУчитель, работающий в рамках данной технологии, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в том случае, если:

  • организовано учебное сотрудничество, главная идея которого не просто вместе выполнять задание, а учиться вместе.
  • правильно выбран информативный материал, способствующий развитию КМ; 
  • стратегии, применяемые на разных этапах урока

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск, одновременно решая целый блок задач, а именно: развивает личность ученика, формирует коммуникативную компетентность, обеспечивает комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствованияДанная технология и ее приемы могут применяться на любой ступени обучения.

Основа технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление содержания, рефлексия (размышление). ННа каждой стадии урока аккомулированы все модули нового подхода.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

Роль преподавателя на данном этапе урока: 

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Здравствуй, Новый год! (для детей 4 лет)
600 тенге
Здравствуй, Новый год! (для детей 5-6 лет)
600 тенге
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (1-2 класс)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (3-4 класс)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Независимый Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Независимый Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты