Становление форм организации обучения происходило вместе с развитием человеческого общества. По-видимому, самой древней формой организации учебного процесса было индивидуальное обучение. Следующим этапом стал индивидуально-групповой способ обучения. К началу XVII в. эти формы организации учебного процесса уже не отвечали потребностям общества. Появились первые зачатки группового обучения, которое стало основою классно-урочной системы. Разработку и утверждение классно-урочной системы приписывают Я.А. Коменскому.
Для этой формы организации обучения характерны:
- основной единицей занятия является урок,
- учащиеся объединяются в классе по возрасту,
- период школьного обучения,
- занятия обязательны для всех,
- существуют расписание занятий, перемен, каникул на весь год,
- работа всех учащихся в классе осуществляется по единому для всех плану,
по одной теме,
- процессом обучения руководит учитель.
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Каковы основные характеристики “интерактива”? Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.
На чем только люди не писали, и каких методов не применяли за всю историю человечества, пытаясь объяснить друг другу законы мироздания и воспитания нового поколения: и на песке, и на скалах, на глиняных плитах и вощеных дощечках. Наконец, появилась меловая доска. Она помогла расширить коммуникацию, т. е. смысловой аспект взаимодействия, сделать ее массовой, позволила преподавателям и ученикам вырабатывать новые стратегии поиска, раскрывая их творческий потенциал. Доска стала окном в мир знаний и воспитания.
Со временем и обычная школьная доска изменилась: она стала шире, у нее появились «крылья», изменился цвет. Даже писать на ней стали по-другому: сначала – цветными мелками, а затем – фломастерами. На доске начали демонстрировать диафильмы, слайды, учебные фильмы. Чем больше возможностей появлялось у доски, тем легче и увлекательнее становилось учиться. Процесс обучения перестал быть однообразным и скучным. Возникли технологии, в которых учитель оставался за кадром, становился скрытой фигурой, методистом, организовывавшим подачу материала. Ученик доходил до всего сам.
Но и этого оказалось мало! Общество продолжало искать более эффективные методы познания. Как помочь учащимся лучше усвоить материал? как заставить их не отвлекаться? как повысить их успеваемость? — вот что всегда волновало преподавателей всего мира. Но создание интерактивной доски помогло ответить на этот вопрос. Сегодня эти доски уже широко используются по всему миру, а в некоторых странах они стоят, чуть ли не в каждом классе.
Она стала мощным инструментом взаимосвязи преподавателя и школьника, важнейшим элементом триады «преподаватель – объект познания – учащийся» в современном трехкомпонентном педагогическом процессе. Она создает не только картину мира, но и образ мира, субъективизирует эти миры. Она развивает мыслительную деятельность студента, раскрывает смысл объектов познания для личности, тем самым субъективизирует образование, оживляет интерес к знаниям, формирует качества личности.
Интерактивная доска это не только мировой след науки, картина мира, но и живой субъективизированный динамический образ мира, который формирует духовность. Духовность идеальная потребность в познании окружающей действительности и социальная потребность жить в окружающем мире.