Урок занимательной математики
Цели: способствовать формированию интереса к урокам математики; способствовать развитию логического мышления, речи, памяти, внимания; воспитывать дружеские взаимоотношения, выручку, желание помочь друзьям по команде.
Оборудование: презентация, материал для фокусов.
Ход урока
1.Организационный момент.
Организация класса к уроку.
Математика сложна,
Но говорим с почтением,
Что математика нужна
Всем без исключения!
2.Сообщение темы урока и задач урока.
-Математика сложна, но и интересна. Об этом мы узнаём на уроках занимательной математики. И сегодня на уроке нас ждут интересные задания, игры и фокусы.
3.Вступительное слово учителя.
Издавна люди называют математику царицей наук, потому что математика применяется в различных отраслях знаний. Один из важнейших разделов математики – арифметика.
Арифметика – это наука о числах ,свойствах чисел и действиями над ними.
Чтение учащимися стихотворений.
1.Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень нужная наука…
Арифметика!
2.Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает…
Арифметика.
3.Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать,
Надо прежде всего арифметику знать!
И на свете нет профессий,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась…
Арифметика.
1.Устный счёт.
Без устного счёта,
Не сдвинется с места,
Любая работа.
40-252-4 100-32 65-6 77+8 26+47
80-781-9 90-18 74+7 15+15 39+24
36+4100-24 80-15 38+28 96-7 100-18
Фокус со спичками для учащихся.
Ученики задумывают любое двузначное число до 20. Затем складывают цифры этого числа и называют сумму учителю. Учитель оставляет в коробке 9 спичек, остальные убирает. И добавляет столько, сколько назвал ученик. Получается число, которое задумал ученик. Учитель даёт коробку со спичками ученику.
Фокус для учителей. «Отгадывание возраста ».
Учителя задумывают возраст одного человека. Учитель предлагает им провести такие вычисления.Число умножь на 2.Прибавь к результату 4.Умножь полученное число на 5. Прибавь 12, умножь на 10. И назовите полученное число. Например: 25-задуманный возраст.25*2=50 50+4=5454*5=270 270+12=282 282*10=2820
Учитель от любого числа, названного учителями отнимает число 320 и получает задуманный учителями возраст.2820-320=2500-это задуманный возраст.
Учитель:
А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа? Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счёта. В те далёкие времена , когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – «5 пальцев», «5 яблок», «5 домов» - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5».Так появились числа.
- Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, считал, что числа очень важны для жизни людей.
2. Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах. Учитель раздаёт плакаты с заданиями.
1. « Миром управляют числа».
2. «Математика – царица наук».
3. «И академики в своё время сидели за партой».
4. «В математику тропинки одолеем без запинки».
В те ти пин о ле без пин
ма ма ку тро ки до ем заки
Учащиеся записывают полученные высказывания. Читают и записывают на доске.
- Что означает «Миром управляют числа?»
-Где и как мы используем числа?
(Ответы учащихся.)
3. Заполни магические треугольники.
Фокус «Число в конверте».
Фокусник пишет на бумажке число 1089, вкладывает бумажку в конверт и заклеивает его.
Предлагает кому-нибудь, дав ему этот конверт, написать на нём трёхзначное число такое, чтобы крайние цифры в нём были различны и отличались бы друг от друга больше, чем на 1. Пусть затем он поменяет местами крайние цифры и вычтет из большего трёхзначного числа меньшее. В результате пусть он снова переставит крайние цифры и получившееся трёхзначное число прибавит к разности двух первых. Когда он получит сумму, фокусник предлагает емувскрыть конверт. Там он найдёт бумажку с числом 1089, которое у него и получилось.
4. Разгадай ребусы.
По2л7я 40а 100лб
-А теперь попробуйте назвать слова, в которых есть числа.
(Ответы учащихся.)
5. Игра «Магазин».
Ученики – продавцы.
Учителя – покупатели.
Учителя покупают товар, а учащиеся должны вернуть сдачи. У учителей -100 тенге и 50 тенге.
-У математики есть сестра - геометрия. С элементами геометрии мы знакомы.
-Какие геометрические фигуры вы знаете?
(Ответы учащихся).
6. Сценка «Треугольник и квадрат». Е.Паин.
Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре».
Но Квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я Квадрат».
И сказал ещё нежней:
«Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя сказал: « Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснёшься без углов!»
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он - нет Квадрата.
Онемел…Стоял без слов...
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!?
-Какая перемена произошла с квадратом?
-Правильно ли поступил младший по отношению к старшему.
7. Сосчитай квадраты. Ответ показывается с помощью видео.
Фокус с листом бумаги.
Учитель показывает лист бумаги и спрашивает у учащихся:
-Смогу ли я пройти сквозь лист бумаги?
Учитель демонстрирует «прохождение».
(Складывает лист пополам и делает надрезы так, как показано на рисунке. После этого лист превратится в большое кольцо, сквозь которое он пройдёт).
Разрезать по сгибу листа.
8.Конкурс художников.
Учащиеся рисуют человека из цифр. Вывешивают на доску.
Учитель показывает фокусы с бумагой.
9.Песня «О математике» на мотив известной песни «Мы желаем счастья вам». Дети исполняют куплеты, учитель припев.
1.Математика для нас важна.
Нам без математики нельзя,
Делает нас сильными и мудрыми она.
Будем только знанья умножать.
Неудачи сразу вычитать.
Удача же сопутствовать будет нам всегда.
Припев.
Мы желаем знанья вам, знанья в школьном мире большом
Чтоб каждый новый день принёс бы вам пятёрку в дом.
Мы желаем знанье вам, и оно должно быть таким –
Когда ты знаешь сам, знаньем поделись с другим.
2.Математика везде нужна,
Помогает в жизни нам она,
Корабли водить на море, строить города.
Будем с математикой дружить,
Интересней будет в жизни жить.
Не придётся нам тужить нигде и никогда.
Учитель показывает фокус с бумажным цветком.
-Пусть в вашей жизни распускаются такие цветы!
Пусть жизнь будет полна цветов!
Если урок понравился – три хлопка.
Уч.нач.кл.: Жульманова А.Б.
Школа «Акбобек»