Цель - рассмотреть использование активных методов на уроках русского языка и литературы в условиях дистанционного обучения.
Задачи:
1. Выделить теоретические и практические основы активных методов обучения;
2. Рассмотреть классификации и характеристику активных методов обучения.
Предложенные мною основные активные методы и приёмы обучения могут быть применены на любых уроках.
На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра Аскара Мамина министр образования и науки Асхат Аймагамбетов доложил о том, что 1 четверть 2020-2021 учебного года будет осуществляться в формате дистанционного обучения.
Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
В условиях перехода общеобразовательных организаций на дистанционное обучение перед преподавателем ставятся задачи формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных действий, позволяющих обучающимся действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Перед педагогом ставится задача нового подхода к организации обучения, где широко применяются активные и интерактивные методы обучения, способствующие повышению интеллектуальной активности обучающихся, развитию аналитических способностей, формированию ответственного отношения к собственным поступкам, развитию навыков целеполагания и планирования.
Главная задача каждого преподавателя – не только дать обучающимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться, используя подходящие активные методы обучения. В условиях дистанционного обучения очень сложно организовать групповую или парную работу в 5-6 классах, поэтому представленные методы направлены на индивидуальное выполнение.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В презентации представлена классификация активных методов, но для дистанционного обучения подходят не все.
Здесь мы не должны забывать о дифференцированном подходе, о детях с особыми образовательными потребностями (задачи ставятся по уровню осваивания предмета) и условиях обучения (урок 25- 30 мин, упрощенные задания).
Важно обдумать методы дифференциации, которые будут реализованы на уроке. Необходимо четко и грамотно составлять дескрипторы для успешного выполнения задания.
1. «Толстые и тонкие вопросы» направлены на развитие критического мышления:
Что обозначает имя существительное? (тонкий вопрос)
Как мог бы иначе поступить Герасим? (толстый вопрос)
2. «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
3. В настоящее время в области русского языка разработано немало мнемонических приемов: звуковые ассоциации, ассоциативные рисунки (графический способ), рифмовки, рассказы-ассоциации, «буквы-образы», схематично-рисуночная мнемоника, комбинированный метод. При использовании данного метода ученики очень быстро запоминают стихи. Можно использовать и на уроках русского языка.
4. Инсерт (пометки на полях) — один из приемов технологии развития критического мышления (технологией эффективного чтения).
5. СИНКВЕЙН— это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам.
Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!
6. RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. (РОЛЬ,АУДИТОРИЯ,ФОРМА,ТЕМА).
7. «Фишбоун» («Рыбья кость») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу. Пример.
8. «Линия времени»: позволяет пронаблюдать последовательность событий в произведении для дальнейшего анализа. На уроках русского языка можно проследить деление темы на под темы.
Таким образом, прихожу к логическому выводу, что на умственное развитие учеников в условиях дистанционного обучения, на интерес к предмету положительно влияют разнообразие активных методов с использованием графических органайзеров. Графические органайзеры – это все, что каким-то образом помогает организовать информацию на листе бумаги (или экране компьютера), чтобы улучшить ее запоминание, усвоение, анализ или применение. Или, изъясняясь языком определений – инструменты визуальной коммуникации, которые используют наглядные средства выражения содержания. Они играют все большую роль в процессе организованного обучения и могут быть с успехом использованы в самообразовании.