В Концепции государственной политики Республики Казахстан в интересах детей до 2030 года [5] и Концептуальных основах воспитания в условиях реализации программы «Рухани Жаңғыру» [6] одной из важнейших задач выдвигается «обеспечение безопасной жизнедеятельности детей через обучение навыкам поведения».
Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, т.е. человек реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность. Тревожность может выражаться в ощущении беспомощности, неуверенности в себе, бессилии перед внешними факторами, преувеличении их влияния и угрожающего характера.
Работа по профилактике тревожности учащихся в условиях общеобразовательного учреждения должна проводиться учителями и родителями и начинаться с первого дня пребывания обучающегося в учебном заведении. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает как стрессогенная, вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие психологических действий, а также за умственное развитие. Таким образом, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка. В результате выявляется множество отклонений (гипервозбудимость, гиподинамия, выраженная заторможенность), которые ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе [7, 5-7].
Школьная практика показывает, что проводимая психолого-педагогическая работа может вызывать у детей как положительное, так и отрицательное отношение, что и определяет уровень их тревожности. Таким образом, исследование причин школьной тревожности и проблемы ее профилактики является актуальной.
Большинство исследователей сходятся в том, что нужно рассматривать понятие «тревожность» дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом динамики его переходного состояния. А.М. Прихожан пишет, что тревожность – это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия... Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента» [31]. По определению Р.С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических ситуациях» [32, 285].
Л.А. Китаев-Смык отмечает, что «широкое распространение получило... использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: «тревожности характера» и «ситуативной тревожности» [33].
Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения.
Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко [34], Е.Е. Шотт [35], отмечают, что тревожность – это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами. Тревожность – как черта личности связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги.
Обобщив имеющиеся позиции, под понятием «тревожность» мы будем обозначать состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску [36].
Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности испытывать это состояние. В этом случае тревожность означает черту личности. Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении. Но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникает состояние тревоги.
Таким образом, необходимо дифференцировать два вида тревожности: свойство личности и состояние в какой-либо определенный момент, связанное с конкретной ситуацией. Первую можно определить как личностную тревожность, а вторую – как ситуативную. Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая индивидуальная характеристика – склонность или тенденция воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на эти ситуации появлением состояния тревожности различного уровня. Как реактивная диспозиция, личностная тревожность «активизируется» при восприятии определенных «угрожающих» стимулов, связанных со специфическими ситуациями: потерей престижа, снижением самооценки, утратой самоуважения индивида и другими.