Наиболее эффективной социальной средой для формирования и успешного развития лидерских качеств старшеклассников, является современное школьное сообщество, предлагающая старшекласснику различные формы и виды социальной деятельности, приобретение знаний, навыков и умений, практических занятий, необходимых для его полноценной социализации [23].
Особенность психолого – педагогической деятельности заключается в умении отследить и выявить лидерский потенциал у учащихся, в умении подобрать методики и формы работы для дальнейшего развития лидерских качеств у старшеклассников [24].
Педагог-психолог свою деятельность по развитию лидерских качеств у старших школьников осуществляет с применением групповых форм работ, которые позволяют старшеклассникам проявить активность и наиболее полно реализовать свои умения и навыки. К таким формам работ относятся:
- беседа как форма организации урока, предусматривающая подачу
- информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы; лекция как форма систематического изложения материала;
- семинар как форма дискуссионного решения учащимися проблемы с систематизирующим информативным заключением учителя;
- практическая работа с использованием метода обучающей психодиагностики как форма работы, объединяющая ситуации тестирования, психологического просвещения и групповой консультации школьников;
- психологические тренинги общения как вид групповой работы, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения - это систематическое упражнение, направленной на выявление и последующее формирование психических свойств личности: познавательных, волевых, эмоционально-чувственных и так далее.
Основная цель тренинга - повышение компетентности в общении - может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человек, все его вербальные и невербальные проявления [24 с. 66].
- дискуссии - это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого, а по возможности и общезначимого ее решения. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение. Цель любой дискуссии – достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме.
- диагностика, позволяющая быстро оценить свое состояние;
- деловая игра - условное воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры. При этом каждый ученик решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. В совместной деятельности у учащихся развиваются и навыки сотрудничества. Достоинством деловых игр является то, что они позволяют:
- рассмотреть определенную проблему в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса)
- освоить слушателями навыки выявления, анализа и решения конкретных производственных проблем;
- работы групповым методом при подготовке и принятии управленческих решений;
- ориентации в нестандартных ситуациях;
- концентрировать внимание слушателей на главных аспектах проблемы и устанавливать причинно-следственные связи
- развивать взаимопонимание между участниками игры [25].
Дебаты - это аргументированный спор, в котором стороны (как правило две) ставят задачу убедить кого-либо в чём либо. При оценке спора, в первую очередь используются аргументы, но так же учитываются и разнообразные риторические приёмы, умение работать с аудиторией, выразительность речи. Они развивают кругозор и улучшают знания о происходящем вокруг нас, помогают структурировать свои мысли, развивают умение убедительно говорить на публике.
- игры, способные поднять творческую активность, пробудить фантазию, развивать внимание, навыки коллективной, слаженной работы;
- игры, направленные на сплочение коллектива, выявление лидерских качеств;
- формы анализа личного роста, развития коллектива;
- методы взаимодействия в группе: гибкое планирование, умение работать с разным количеством людей.
- метод проектов - это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и идеального продукта [26].
Поскольку метод проектов относится к технологиям личностно-ориентированного образования, его целеполагание сориентировано на развитие у школьников умений и качеств, необходимых человеку XXI века:
- умения самостоятельно находить информацию, связанную с текстом художественного произведения, с личностью и творчеством изучаемого автора или историко-литературным контекстом определенной эпохи; умения анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах, представлять в виде оформленного результата деятельности; успешно работать с другими; принимать обдуманные решения; брать на себя инициативу; решать комплексные проблемы; управлять собой; эффективно общаться
Этим понятием обозначают очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе1, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику, например, память или внимание, могут носить более универсальный характер, оказывать воздействие. Они позволяют подключать для осознания одного и того же переживания, одной и той же проблемы разные уровни психического отражения.
Различные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общими. В обществе сверстников, где взаимодействие строиться на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Приобретенные в рамках занятий знания, умения и навыки учащиеся старшего школьного возраста реализуют, в первую очередь, в деятельности общественных объединений, советов старшеклассников и других органов ученического самоуправления в школе [16, с. 100].
Таким образом, на сегодняшний день в системе воспитания лидерства учащихся личность и коллектив находятся в единстве и взаимообусловленности. Это единство и взаимообусловленность означает развитие в каждом ученике лидерских чувств, норм и отношений, совокупность индивидуальной и коллективной направленности формирования лидерства, воспитании индивидуальной и коллективной инициативы, желании помочь слабым, ответственности, взаимоподдержки и взаимовыручки. В современном процессе становления, развития и совершенствования лидерства школьников значительное место занимает воспитательный потенциал коллектива, его нравственные возможности. Верное обозначение цели и конструктивная организация деятельности коллектива будет способствовать гармоническому развитию лидерства, улучшению его качественной характеристики. В результате, личность с высоко развитым уровнем лидерских качеств внесет свой вклад в становление и развитие школьного коллектива, семьи, социума и государства.