В настоящее время проблема подростковой агрессии актуальна, так как среди подростков усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к внешней среде. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла подростковая преступность. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества [1].
В условиях изменения системы ценностей, регулирующих отношения личности с обществом, особенно трудно приходится подросткам, для которых характерны еще не устоявшиеся нравственные понятия и идеалы. В подростковом возрасте, в силу сложности и противоречивости растущих людей, внутренних и внешних условий их развития, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для проявления агрессивного поведения. Хотя явление подростковой агрессивности не имеет массового характера, - оно неприемлемо для общества, так как далеко не все дети могут контролировать свои поступки и сдерживать свои эмоции. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у несовершеннолетнего происходит разрушение многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведении другого, положительного опыта [1, 12].
Рост агрессивности, наблюдаемый в последнее десятилетие, требует усилий специалистов различного профиля для обоснования профилактических программ, которые должны выступать предметом междисциплинарных исследований. В последние годы, ученые отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей уже с детского сада: дети более шумные, крикливые, неусидчивые, быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Родители также замечают, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями [2].
Сейчас как никогда важно изучить причины вызывающие агрессивное поведение у подрастающего поколения, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию в отношениях между подростком и окружающими его людьми, оказать ему содействие в налаживании социально важных контактов [3].
Важность профилактики агрессивного поведения подростков, формирования умений преодолевать конфликты в образовательном учреждении отмечается в нормативно-правовых документах. Так, в Концепции государственной политики Республики Казахстан в интересах детей до 2030 года одним из основных направлений воспитания считается формирование безопасного и комфортного окружения для детей: разработка и нормативное закрепление стандартов оказания специальных социальных услуг для преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства; обеспечение беспрепятственного доступа детей к необходимым социальным услугам за счет активного развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций путем развития служб социального сопровождения семей, входящих в «группу риска» [4].
В Концепции 12-летнего образования отмечается, что «главной задачей уровня общего среднего образования является формирование у учащихся высокой культуры межличностного и межэтнического общения на основе гармоничного сочетания национальных и общемировых духовных ценностей» [5].
В Инструктивно-методическом письме «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году» отмечается, что школа и родители должны воспитывать культуру неприятия антиобщественного поведения детей. Важно обратить внимание на изучение вопросов по охране здоровья и безопасного поведения подростков [6].
Психолого-педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков - вызывающее, по отношению к внешней среде, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. В Законе РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» дается определение «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи [7].
Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, и в профессиональных кругах во многих теоретических концепциях, явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности профилактики и коррекции агрессивного поведения. В настоящее время в науке не определены особенности профилактики агрессивного поведения подростков с позиции современного понимания данной проблемы, не раскрыты особенности организации процесса психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков, не выявлена система условий профилактики агрессивного поведения подростков. Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений.