Вопросы развития детей младшего школьного возраста неразрывно связаны со стратегией национального развития и являются неотъемлемой частью государственной политики. Начальное образование имеют жизненно важное значение, как для каждого ребенка, так и для будущего благополучия страны. Они выступают, как первый уровень системы непрерывного образования и призваны создать все необходимые условия для формирования и развития личности ребенка.
Среди многих важных задач воспитания и обучения младших школьников, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической), связной речи, правильности речи, воспитания интереса к художественному слову, обучение грамоте, навыкам смыслового чтения.
В ГОСО РК выдвигаются требования к обновленному содержанию начального образования с ориентиром на результаты обучения. Целью начального образования является создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности обучающегося, обладающего основами следующих навыков широкого спектра: функционального и творческого применения знаний; применения различных способов коммуникации, в том числе языковых навыков [1].
Содержание предметов образовательной области «Язык и литература» предусматривает применение коммуникативного подхода, направленного на развитие навыков по четырем видам речевой деятельности. Содержание языковых предметов направлено на развитие у обучающихся интереса и позитивного отношения к изучению языков через игровую и познавательную деятельность, а также на формирование первоначальных коммуникативных навыков для обмена информацией, на развитие умения работать с текстом как речевым материалом, использовать фразы и выражения из текста в конкретных ситуациях [1, 30].
Из всех речевых умений, которыми овладевает младший школьник, одним из сложных является умение понимать смысл прочитанного. А ведь главной задачей развития речи является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. Смысловое чтение как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения [2].
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
На современном этапе развития нашего общества главными ценностями образования признаются воспитание личности ребенка с развитыми нравственными и патриотическими качествами, являющимися высокими духовными категориями. В связи с этим возрастает роль и значение языка, формирования правильности речи. Язык и речь традиционно рассматривались в философии, психологии и педагогике как своеобразный «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Одной из сторон языкового развития ребенка является овладение грамматическим строем языка, в единстве трех его составляющих – синтаксиса, морфологии, словообразования. Грамматический строй языка является организующим началом, которое обеспечивает использование других языковых средств (фонетических, лексических) в связанной речи.
Начальное образование – второй уровень системы непрерывного образования в Республике Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Важнейшей задачей образовательной политики государства является подготовка граждан, способных эффективно обучаться на казахском и русском языках, что отражено в Законе «О языках в Республике Казахстан» [3].
На актуальность совершенствования начального образования указывается в Инструктивно-методическом письме «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году»: «при изучении языковых учебных предметов реализуется коммуникативный подход. Коммуникативный подход нацелен на развитие читательской грамотности обучающихся, т.е. на развитие способности к осмыслению текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества» [4].