В статье рассматривается вопрос формирования функциональной грамотности в начальных классах с учетом возрастных особенностей младших школьников.
В условиях модернизации образования появилось новое направление деятельности педагога, главной целью которого является обучение школьников самостоятельному добыванию информации, умению это новое знание проанализировать, структурировать и эффективно применить для собственного блага и полезного участия в жизни общества.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Наша главная цель научить своих учеников применять полученные знания, умения в реальной жизни в практических ситуациях, научить их оценивать факты, явления, события и формировать свой взгляд на мир, решать жизненные проблемы. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить и способна действовать.
В своей практике я использую различные приёмы активизации познавательной, мыслительной деятельности. Это разнообразие форм, методов, средств обучения и их сочетаний, интеллектуально-развивающих, учебно-практических заданий, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. В процессе своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные. Активная мыслительная деятельность способствует обогащению знаний каждого ученика, отработке навыков и умений, развитию его функциональной грамотности. Смысл функциональной грамотности состоит в приближении учебной, образовательной деятельности к реальной жизни человека.
Функциональная грамотность – явление метапредметное, поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин. А так как в основе любого знания, любой задачи и задания лежит текст, в устном или письменном виде, однозначно можно утверждать, что первая из основ функциональной грамотности – это читательская грамотность. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Понимание текста — это ключевой навык, который начинает развиваться в младшей школе. Ребенок, испытывающий проблемы в прочтении и понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении. Дети с низкой скоростью чтения не успевают прочитать задачу, правило или текст и, соответственно, не успевают включиться в обсуждение материала. Как следствие – начинают отставать в учебе. С другой стороны, быстро читающие дети часто не понимают текст, вопрос или инструкцию. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, анализировать и использовать прочитанное.