В статье раскрывается информация о профессиональных компетенциях учителя физической культуры, его обязанности, психологические качества.
Сегодня учитель физической культуры – это педагог, который проводит с детьми физкультурные занятия, стимулирует их к занятию спортом, повышает в глазах подрастающего поколения престиж здорового образа жизни и формирует негативное отношение к вредным привычкам.
Современная программа по физическому воспитанию включает в себя несколько спортивных дисциплин, таких как бег на лыжах, гимнастика, лёгкая атлетика и игровые виды спорта – баскетбол, футбол и волейбол.
Задачей педагога является организация учебного процесса таким образом, чтобы каждый из детей был вовлечён в занятия и получал бы нагрузку в соответствии с индивидуальным развитием и возможностями. Профессия подходит как для мужчин, так и для женщин и является оптимальным вариантом работы после завершения профессиональной карьеры в большом спорте.
Должностные обязанности
Как и любой педагог, учитель физической культуры имеет ряд должностных обязанностей, с которыми его знакомят при поступлении на работу.
Первое и самое важное условие работы в школе – это чёткое знание методики преподавания предмета и полное принятие всех требований министерства образования и администрации учебного заведения.
Обязан уметь составлять учебные планы на урок, четверть и учебный год и предоставлять их руководящему звену для проверки и утверждения.
Обязан соблюдать правила техники безопасности на уроке, разъяснять их ученикам и следить за их исполнением, обеспечивая тем самым сохранение жизни и здоровья учащихся.
Должен реально оценивать самочувствие и возможности каждого ученика, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его физиологических, возрастных и психологических особенностей.
Обязан вести учебную документацию, заполнять журнал, в том числе и электронный, и своевременно выставлять в нём оценки.
Должен принимать участие в планёрках, совещаниях и педсоветах, посещать родительские собрания и проводить плановые и внеплановые учебно-спортивные мероприятия.
Обязан самостоятельно выбирать учебно-методическую литературу, необходимую для проведения урочной и внеурочной деятельности и соответствующую требованиям ГОСО
Должен осуществлять регулярный контроль знаний, умений и навыков учеников, оценивать их согласно принятым стандартам.
Обязан следить за исправностью оборудования спортзала и спортивного инвентаря и при необходимости своевременно подавать заявку на приобретение нового. Занятия с детьми на сломанных или повреждённых снарядах категорически запрещены.
При выполнении сложных гимнастических упражнений на турнике, коне, перекладине или брусьях, педагог обязан страховать каждого ребёнка, независимо от его физической формы и способностей.
Обязан распознавать спортивные таланты и способности у учащихся, мотивировать их на более серьёзные занятия в специализированных школах олимпийского резерва.
При работе с детьми физрук обязан учитывать индивидуальные физические особенности каждого ребёнка и прислушиваться к просьбам родителей относительно допустимой физической нагрузки.
Обязан вести пропаганду здорового образа жизни и своевременно информировать детей о негативных последствиях курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Главным требованием к учителю физической культуры является наличие у него ряда личных и профессиональных навыков, без которых работа с детьми и преподавание спортивных дисциплин были бы невозможны.
Профессиональные навыки
Среди профессиональных умений и навыков, которыми в совершенстве должен владеть физрук, можно отметить следующие:
- навык оказания неотложной медицинской помощи;
- знание правил пожарной безопасности и умение следовать инструкциям по эвакуации детей при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- умение сглаживать конфликтные ситуации и разрешать споры между учениками;
- знание правил спортивных игр и навыки судейства;
- поддержание хорошей физической формы и умение показать ученикам технику выполнения гимнастических упражнений, прыжков и бросков мяча;
- хорошая спортивная эрудиция и осведомлённость о прохождении крупных спортивных соревнований, позволяющая обсудить событие с учениками и дать происходящему профессиональную оценку;
- чёткое представление о возрастной периодизации учеников и системный подход к обучению на основе современных методик.
Личные качества
Из индивидуальных характеристик, необходимых учителю физкультуры, можно отметить такие качества, как справедливость, любовь к детям, умение находить общий язык с подростками, высокая ответственность, коммуникабельность, умение держать под контролем несколько одновременных процессов, физическая выносливость, стрессоустойчивость, незлопамятность, умение прощать, доброжелательность и умение идти на контакт с родителями.
Вместе с тем, физрук должен быть наблюдательным, принципиальным, трудолюбивым и психически уравновешенным, чётко и интересно излагать свои мысли и обладать отличными организаторскими способностями.
На уроках и спортивных тренировках педагог постоянно обращает внимание на поведение учащихся в зале, на взаимоотношение со сверстниками, старшими, родителями. Учитель физической культуры добивается от учащихся путем кропотливой систематической работы содержания в порядке спортивной формы, чистоты в спортивном зале, в раздевалках, душевых, туалетных комнатах. Опыт показывает, что с воспитанием связаны такие понятия, как «доброта», «сердечность», «чуткость», «внимательность», «индивидуальный подход к учащимся», которые должны сочетаться со строгостью, требовательностью к воспитанникам. Учитель физической культуры без увлеченности своим трудом, без преданности ему, без постоянных творческих поисков, целеустремленности, смелости, новаторства никогда не заслужит авторитета и любви учащихся, их глубокого искреннего уважения.
Один из первых теоретиков физической культуры детей, монах Епифаний Славинецкий, увязывал практику занятий физическими упражнениями и играми с умственным воспитанием ребенка, развитием его мышления. Он пропагандировал игры, которые одновременно развивали и ум ребенка, и его тело. Он считал, что основное назначение игры — создание хорошего настроения, «ограда» от умственного утомления, разумный отдых. Одновременно игра должна развивать в детях сообразительность, ловкость и силу, чувство товарищества и уважения друг к другу, умение переносить тяготы в жизни и физические страдания.
Чтобы быть на уровне требований времени, педагог обязан постоянно следить за новинками специальной литературы, периодической печатью, слушать радио, просматривать спортивные передачи по телевидению, изучать практический передовой опыт своих коллег.
Физическая культура и спорт оказывают всестороннее воздействие на учащихся. Для многих физкультурно-спортивная деятельность — единственная возможность восстановления здоровья, преодоления уже имеющихся отклонений от норм физического развития.
Да, чтобы быть красивым, необходим режим, ограничения, постоянные физические нагрузки, неукоснительное соблюдение гигиенических норм, применение средств закаливания и др. Для этого нужны воля, выдержка, терпение. Задача учителя физической культуры — дать на уроке и спортивной тренировке чувственно-конкретное представление о красоте человеческого тела и удивительных возможностях организма.
Произведения искусства, реклама, фотографии, биографии спортсменов прошлого и настоящего — самый разнообразный материал может прийти на помощь учителю и тренеру, если он правильно осознает свои воспитательные функции.