Важнейшей особенностью современного этапа развития школы является дифференциация в обучении. Дифференциацию обучения можно истолковывать как направленность всего учебно-воспитательного процесса на личность учащегося, т.е. максимальный учет интересов, склонностей, способностей и возможностей ребенка. Учитель, составляя планы, придумывая содержание учебного материала и ход урока, должен заботиться о комфортном психологическом состоянии учащихся. Это означает, что дети не должны работать в чрезмерно сложных условиях, испытывать беспомощность, ущемленность, разочарование от непонимания и неумения выполнить требование учителя.
Дифференциация математического образования означает, что в обучении математике акцент ставится на общее развитие учащегося, а именно развитие логического мышления, математической речи, пространственного воображения, интуиции и т.п.
Важнейшими чертами дифференциации в обучении является ориентация на активное освоение учеником способов познавательной деятельности, личностную значимость образования, а также ориентация обучения на личность ученика, обеспечение возможности его самораскрытия, самореализации.
Проблема дифференцированного подхода к учащимся исследуется давно, в педагогике и методике, ей всегда уделялось значительное внимание. Однако в выдвижении и развитии в последние годы новых концептуальных идей, в частности идей планирования обязательных результатов обучение математике, приводит к постепенной перестройке всей методической системы, в том числе позволяет по новому взглянуть на проблему дифференцированного обучения.
На мой взгляд, качество знаний среди некоторой группы учащихся не повышается, количество успевающих на «4» и «5» даже сокращается, несмотря на проведение консультаций, дополнительных занятий, работу с тетрадями. Возникает вопрос: «В чем же причина? Почему те же усилия дали давать меньший эффект?»