Основой пения является кантилена. Научить петь legato является одной из основных задач педагога. Именно обучение пения legato способствует:- закреплению навыка дыхания;- развитию широкого дыхания;- развитию цепного дыхания. Кантилена способствует развитию плавности в пении, необходимости следить за скоростью и одномоментностью переходов, развитию чистоты интонирования интервалов от секунды до октавы. После того, как обучающийся достаточно прочно усваивает legato, преподаватель переходит к обучению staccato.Staccato способствует:- более техничному и глубокому владению мышцами при опертом на дыхание звуке;- четкой фиксации на высоком положении звука;- чистому интонированию на высокой вокальной позиции. После освоения обучающимся staccato. Упражнение на совмещение legato и staccato является обязательным. Только после того как обучающийся приобретает опору певческого дыхания, преподавателем даются упражнения на слоги «хи – ха» (постепенно в диапазоне квинты, вниз и вверх по полутонам).Через 1,5 – 2 месяца после начала занятий по постановки голоса в эстрадном вокале, начинают применяться упражнения на филирование звука. Это дает возможность:- тренировать на дыхании опору звука;- тренировать навык динамической гибкости. Так же достаточно большое внимание уделяется развитию музыкального слуха. Достаточно часто обучающийся не может верно воспроизвести слышимый звук, придать нужное положение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. При разных нарушениях голосового аппарата требуется вмешательство врача - ларинголога. Так же оказывает негативное вмешательство плохая артикуляция (в результате неверное произношение отдельных звуков, слогов, слов, фальшивое пение). Для развития чистоты пения педагогами используется:- выбор песен, удобных по тесситуре и дыханию;- выбор песен, отвечающих диапазону голоса;- систематическое повторение песен без сопровождения;- научить слушать себя;- осознавать правильно ли поют мелодию. Для получения более высокого звучания используются попевки (вокальные упражнения на небольших интервалах (терция, кварта) в виде подражания. Например:- подражание пению кукушки;- подражание крику гусей;- подражание кудахтанью кур;- подражание игре на дудочке;- подражание игре на балалайке. При постановки голоса в эстрадном вокале преподаватель так же обучает: - протянутости звука «потоньше», «повыше»;- верному положению рта, губ;- пению погромче, посмелее, мягче, тише и т.д. Вокальные навыки – звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Работа над нами ведется одновременно. Преподаватель так же ведет обучение по дикции и артикуляции. Дикция предполагает:- культуру;- орфоэпию;- логику речи. В свою очередь, культура подразумевает знание и соблюдение правил орфоэпии, правильное ударение в словах. Подводя итог рассмотрению постановки голоса в эстрадном вокале, целесообразно выделить, что главный этап представляет собой овладение вокальным дыханием и развитие голоса. На уроке эстрадного вокала постановкой дыхания и голоса занимается профессиональный педагог вокала. Итак, первая и основная часть урока эстрадного вокала посвящена специальным вокальным упражнениям, на которых выстраивается дыхание и голос. После усвоения основополагающих принципов эстрадного пения на уроках вокала, начинается разучиваться репертуар, который хотелось бы петь и который поможет в освоении техники эстрадного пения: эстрадные песни рок, поп и других направлений, романсы, песни из кинофильмов и мультфильмов. Именно этот репертуар осваивается на уроках эстрадного вокала. Освоение репертуара по эстрадному вокалу происходит с использованием минусовых фонограмм, а также под живой аккомпанемент. Работа с микрофоном начинается только после хорошего усвоения основных принципов пения: постановки голоса и дыхания. Таким образом, в данном разделе работы нами была рассмотрена постановка певческого голоса в эстрадном вокале.
Заключение
В данной работе нами была рассмотрена постановка певческого голоса в эстрадном вокале. Для этого проведено исследование в нескольких направлениях:- рассмотрены методические основы постановки голоса;- определен эстрадный вокал (понятие и сущность);- рассмотрена постановка певческого голоса в эстрадном вокале. В результате нами было определено, что начинать уроки по постановки голоса лучше как можно раньше, желательно в раннем возрасте. Основными качества голоса являются: тембр, диапазон, громкость. Кроме того, нами были рассмотрены такие понятия, как: вокальный слух, атака звука, дыхание в пение, работа над дыханием вне пения, мутация голоса, особенности детских голосов, работа с детским голосом. Выделены основные дефекты при пении: форсирование; «гортанность голоса»; открытый или перекрытый звук; пестрое звучание гласных; зауженные «и», «е»; безопорность звучания; сиплый тремор или жесткий; неточное падание на звук; зажатое или открытое звучание «верхов»; нарушение вибрато; обезличивание тембра. Определены способы исправления обозначенных дефектов: верное определение типа голоса; верное определение характера голоса; удобный для пения репертуар; снятие лишнего мышечного напряжения; применение придыхательной атаки для смягчения тембра; использование подвижных упражнений для облегчения звука; требования опоры, зевка, высокой позиции. Кроме того, в данной работе нами были выделены разновидности вокала: академический вокал, эстрадный вокал, джазовый вокал, рок вокал, народное пение. В результате чего определено, что эстрадный вокал представляет собой эстрадное пение, сочетающее в себе различные песенные направления, объединяющих всю палитру вокального искусства. Так же, нами обозначены приемы, применяемые в эстрадном вокале: расщепление, драйв, субтон, обертоновое пение, глиссандо, фальцет, йодль, штробас. Рассматривая постановку певческого голоса в эстрадном вокале нами выявлено, что упражнения, развивающие голос для эстрадного пения, и упражнения, подготавливающие голос к джазовому пению или академическому вокалу, - одни и те же. Но в разных видах пения используется разная подача звука, разные приемы звукоизвлечения. Так же нами было выявлено, что на первом этапе обучения эстрадному мастерству, занятия по постановки голоса проводятся преподавателями академического вокала. Постановка же певческого голоса в эстрадном вокале представляет собой приспособление и развитие его для профессионального пения. Этот процесс является одновременным и взаимосвязанным воспитанием слуховых и мышечных навыков поющего.
В данной работе нами были рассмотрены примеры постановки голоса в эстрадном вокале при помощи: работы мышц, распевания, разминки, распевки, кантилена, дыхание, упражнения на филирование звука, развития музыкального звука, развития чистоты пения и др. Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.