Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Влияние вокального репертуара на формирование личности юного вокалиста

Влияние вокального репертуара на формирование личности юного вокалиста

ya_socials
Опубликовано:
Автор: kaltaeva_zhanar0396

Термин «музыкальное воспитание» можно трактовать в двух смыслах: в широком – это формирование духовных ценностей, интеллекта, нравственных представлений, то есть воспитание личности; в узком – развитие способности к восприятию музыки, формирование культуры человека.  Именно в музыке раскрывается внутренний мир человека. В последствии, ученик не обязательно станет музыкантом, тем более великим, но то творческое начало, которое было заложено педагогом, окажет решающее воздействие на процесс становления личности. 

Стоит отметить, что пение – наиболее доступный вид музыкального искусства, так как голосовой аппарат есть «инструмент», данный человеку от рождения и совершенствующийся вместе с его ростом и развитием. Кроме того, вокальная музыка тесно связана со словом, что помогает ученику более конкретно понимать смысл произведений. В свою очередь, грамотно подобранный репертуар является одним из главных условий развития личности ученика, а также его исполнительского совершенствования. Такой репертуар способствует нравственному и эстетическому воспитанию, формирует вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к Родине и народу. Однако, зачастую, именно при выборе репертуара появляется ряд проблем: слишком сложный или, наоборот, легкий репертуар, не соответствие содержания произведения возрасту ребенка и т.д. Несмотря на то, что четких критериев подбора ученического вокального репертуара не существует, в научной литературе выделяют несколько принципов, которым должен соответствовать репертуар: 

  1.  Принцип технического и художественного развития певца,
  2.  Принцип последовательности и постепенности,
  3.  Принцип посильности, 
  4.  Индивидуальный подход.

Не следует забывать и о количественной стороне репертуара: слишком обширный не даст возможности осуществить вдумчивую и тщательную работу, ограниченный же затормозит полноценное развитие и воспитание требуемых навыков. В данном случае, имеет значение возраст ученика, количество часов в неделю, цель и условия занятий.

Таким образом, репертуар должен подбираться исходя из уровня развития певческих навыков ученика, его интересов и индивидуальных особенностей, необходимо единство художественного и технического приемов. Нельзя допускать работу над произведением, для которого ученик еще не готов, которое не соответствует уровню его подготовки, так как можно нанести непоправимый вред неокрепшему детскому голосовому аппарату.  

Ученический репертуар должен включать в себя произведения современных авторов, русскую и зарубежную классику, народное творчество и старинную музыку. Их совокупность раскроет перед детьми свои наиболее характерные черты, обогатит их духовный мир, расширит музыкальный горизонт. На сегодняшний день педагогический репертуар постоянно обновляется. В него также должны входить произведения, не предназначенные для публичных выступлений, которые не выучиваются полностью. Возможно и ознакомление музыкального материала для закрепления какого-либо навыка. Расширение круга вокальных произведений должно происходить постоянно и, для достижения этой цели, нужно использовать все возможности.

Особенно важным для нас является вопрос эстетического воспитания ученика с помощью вокального репертуара. Наиболее удачным и полезным для ученика будет то произведение, в котором для него будет понятен поэтический текст, общий смысл, а, значит, ребенок сможет донести художественный образ до слушателя. Со стороны ученика необходимо активное и сознательное освоение изучаемого материала, ведь именно в деятельности происходит совершенствование восприятия, памяти, мышления, воображения, приобретаются новые навыки и знания, формируются новые потребности и интересы, развиваются способности. А любая деятельность, в свою очередь, должна быть осознанной и целенаправленной.

Через правильно подобранный репертуар педагог может не только выполнять учебные задачи, но и формировать хороший музыкальный вкус. Немаловажен и тот факт, что сознание ученика формируется в процессе совместной деятельности как со сверстниками, так и со взрослыми. Они приобретают личный опыт, учатся оценивать себя и других, познают окружающий мир. Именно сотрудничество педагога и ученика является основой музыкальной педагогики, поэтому вопрос их психологической совместимости является также особо важным. Художественный и личный контакт – первооснова успешного учебного процесса и, наоборот, расхождение в вопросах индивидуальности и художественных взглядов препятствует плодотворной работе. Чаще всего, если педагог отдает на занятиях со своими учениками все свои мысли, лучшие пожелания, проще говоря, любит свое дело, то и личный контакт происходит легко. Ведь передавая ученику свои профессиональные знания, педагог, вместе с тем, передает свои жизненные взгляды, позиции, свое отношение к собственной деятельности. Эмоциональный тон, атмосфера положительной взволнованности и насыщенности на занятиях имеет решающее значение в процессе обучение.  

Педагогу необходимо помочь ученику найти себя, сформировать свою точку зрения по определенным жизненным вопросам, научить самостоятельно искать решение в сложных ситуациях, пробудить фантазию и воображение ребенка, раскрыть его внутренний мир. То есть, ученика необходимо научить мыслить самостоятельно, а для этого необходимо понять детскую психологию, выявить его индивидуальность, интересы и уникальные способности. 

Таким образом, педагог должен быть не только хорошим музыкантом и преподавателем, но и психологом. Он должен понимать, что наиболее характерно для учеников, знать их основные интересы, потребности и, исходя из этого, составлять вокальный репертуар. Чем богаче внутренний мир педагога, обширнее его знания и навыки, ярче музыкально-исполнительское дарование, тем ценнее и плодотворнее педагогическая работа.

Подрастающее поколение нуждается во внимании, атмосфере добра, поддержке, вере педагога в их силы и способности. В этом заключается основная задача личностно-ориентированного ориентированного обучения, которое предполагает уважение к подрастающей личности, формирование самостоятельности ученика, установление гуманных отношении по линии педагог - ученик. Этому, в свою очередь, способствует усвоение социального опыта учеником.

Репертуар - это отражение творческих взглядов педагога, показатель его основных художественных принципов и эстетических вкусов. Для ученика – это путеводитель в мире вокального искусства. Так, драматически насыщенные произведения, требующие от исполнителя повышенной эмоциональности, неуместны в детском репертуаре, так как они провоцируют на форсированное пение. А. Варламов говорил: «Важно давать петь молодым ученикам только такие музыкальные пьесы, которые соразмерны с их голосом и которые от больших и продолжительных усилий не подвергают их опасности лишиться хороших способностей к пению». Он являлся основоположником раннего приобщения к правильной вокализации, а также считал, что если учить ребенка правильно петь с детства, то его голос приобретет гибкость и силу, которые даются с определенными трудностями даже взрослым. 

Репертуарный план – это своеобразный прогноз развития ребенка. То есть, он подвержен определенным коррективам в ходе работы с целью перенаправления индивидуального развития в нужном, с точки зрения педагога, направлении, так как ученик является еще только развивающейся личностью. 

Если на начальном этапе в учебном репертуаре доминируют произведения, рисующие образы природы, сказочных и игрушечных персонажей, то в подростковом возрасте появляется лирика, открывающая ученикам мир взрослых чувств. Соответственно, усложненная программа требует большего внимания и проникновения. Конечно, не стоит полностью отказываться от современных произведений, но, одновременно, необходимо учитывать, что поп-культура нашего времени, в большинстве случаев, не способствует личностному росту ученика. Педагог же может предоставить высокохудожественный материал, обогащающий духовную жизнь и нравственные идеалы подрастающего поколения. 

Для успешности образовательного и воспитательного процесса немаловажно, чтобы детям было интересно то, что они поют и о чем. Так, особое значение имеет текст вокального произведения, затрагивает ли его содержание учеников, интересен ли им смысл. Необходимо избегать равнодушного исполнения, игнорирования смысла фраз. В современной музыке довольно частым явлением являются песни с поверхностным текстом. Нередко такие произведения одновременно в себе сочетают и красивую мелодическую линию. Или наоборот, текст может плохо или совершенно не сочетаться с музыкой: поэтический текст – для младшего школьного или дошкольного возраста, а музыкальный – требующий развернутого диапазона или, например, многоголосного исполнения. 

Кроме того, педагогу при подборе репертуара, необходимо следовать принципу усложнения задач, учитывая также и психофизиологические возможности учеников. Так, если на первоначальном этапе вокальные навыки воспитываются в элементарном виде, то в ходе дальнейшей работы они постепенно углубляются и совершенствуются. Работа над вокальными произведениями должна способствовать раскрытию всех эмоционально-творческих ресурсов каждого ученика, воспитывать и формировать нравственные и художественные взгляды, высокий эстетический вкус, развивать музыкальный слух, память, эмоциональную отзывчивость.  При работе над вокальным произведением педагог может использовать методы сравнения, проведения аналогий. Для этого необходимо выявить те особенности представления учеником художественного образа, которые помогут раскрытию его индивидуальности, развитию личности. Так, для учащихся, у которых преобладает образное мышление, эффективно использовать метафоры, образные сравнения, большую роль играет высокохудожественный педагогический показ. 

При подборе вокального репертуара также интересен метод свободного выбора учениками произведений, которые они хотели бы исполнить. Так проявляются творческие взгляды и идеи детей, уровень их слушательской культуры, накопленные ранее знания. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство.» 

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (1-2 класс)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (3-4 класс)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты