Уроки прошлого и новые возможности дистанционного обучения в системе современного образования.
В семидесятые годы, в далекой глубинке, в селе Буран, у восточной границы Республики Казахстан, у воспетого в песнях Черного Иртыша, Кумаш Нургалиев создал школу будущего, которая и ныне прославляет своего педагогического лидера. Это был настоящий учебный городок, состоящий из специального корпуса, здания для занятий спортом, трудом, музыкой, техническим центром со смонтированным радиоузлом и проложенной во все учебные кабинеты радиотелефонной связью, школьным телевизионным техническим центром, функция которого – оперативная подача видеозвуковой учебно-воспитательной информации на экраны телевизоров сорока предметных кабинетов. ¹ В восьмидесятые годы это казалось фантастикой.
Ещё год назад для нас, педагогов современного образования, дистанционное обучение тоже казалось чем-то очень сложным и необычным. И вот, проведя полный год на дистанционном обучении, каждый из нас сделал для себя много неожиданных открытий. Но к одному общему открытию, думаем, пришли все: мир изменился и уже не будет таким, как прежде. В области образования, скорее всего, чаще будет применяться дистанционное обучение. Как показала практика, обучаться дистанционно могут не только студенты, но и учащиеся начальных классов. Начиная учебный год 2021-2022, всё учительское сообщество было взволновано. Перед нами стоял самый важный вопрос: как всё организовать? Хотим поделиться своим опытом работы в новых условиях, предоставленных нам жизнью.
Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. В процессе проведения обучения в дистанционном режиме мы широко использовали:
- «Кунделик» - онлайн-ресурс (основная платформа для всех школ Казахстана)
- «Вilimland.kz» - образовательная платформа для школьников и студентов (использовались разработки учебного материала и внеклассных мероприятий)
- «Онлайн – школа» - телевизионные уроки с 1 по 11 классы
- WhatsApp – мессенджер (организация обратной связи между учеником и учителем)
- ZOOM.US –облачная платформа для проведения онлайн видео-конференций и видео вебинаров (они позволили организовать дискуссию среди учеников; проводить консультации на сложные темы);
- OnlineMektep – видео объяснение тем с последующей диагностикой усвоения материала
- Google Форма – для создания и оценивания тестов по разным дисциплинам;
- видеоконференции ресурсы мировой сети Интернет (использовались в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал);
Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимодействие идей информационных технологий и передовых педагогических идей.
Хотим подчеркнуть ключевые возможности дистанционного обучения, которое необходимо внедрять в учебный процесс.
1. Удаленное прохождение обучения – это главное достоинство дистанционного обучения. Благодаря возможности удаленного доступа к обучению, дети, не имеющие возможность посещать школу по тем или иным причинам, могут не прерывать своего общения с учителем.
2. Самостоятельное обучение - это ключевая возможность дистанционного обучения. Ученик самостоятельно изучает темы, пользуясь руководством учителя. Самостоятельно выбирает из учебного материала тот, который необходим для отработки навыков.
3. Широкое использование информационных технологий- это часть дистанционного обучения.
Новшества в сфере информационных технологий быстро находят свое применение именно при дистанционном обучении, которое намного быстрее принимает их на вооружение по сравнению с другими формами обучения.
4. Расширенный доступ к дополнительной информации. Дистанционное обучение, в отличие от других форм, предоставляет возможность доступа к большому количеству дополнительного материала.
5. Персонифицированное обучение- это уникальная возможность дистанционного обучения.
Ученик может сам определить: когда, и в каком объеме, ему проходить обучение. Но что более важно, дистанционное обучение позволяет адаптировать маршрут обучения под каждого ученика. Можно предоставить возможность самому учащемуся определить, что ему нужно изучить. А можно сделать так, чтобы дистанционное обучение само адаптировалось под результаты, которые показывает ученик, что практически невозможно сделать, когда проводится традиционное очное обучение.
6. Мобильный доступ к обучению позволяет предоставить слушателям дистанционного обучения доступ к занятиям практически из любого места. Сегодня люди пользуются огромным количеством разнообразных гаджетов (мобильных устройств). В том числе сотовые телефоны, смартфоны, коммуникаторы, web-планшеты.
7. Предоставление большого диапазона показателей результатов обучения.
Анализ, который мы провели, показал, что важным аспектом дистанционного обучения является получение информации о качестве приобретенных навыков и умений. Дистанционное обучение позволяет получить значительно больше информации о результатах обучения, по сравнению с традиционным очным обучением. Например, при проведении традиционного очного обучения, затруднительно получить информацию, сколько времени ученик тратит на решение той или иной задачи, сколько неудачных попыток он делает, какие именно вопросы вызвали наибольшее затруднение. Такую информацию мы без труда получали, используя тесты, созданные в Google Формах. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся на платформе OnlineMektep . Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.
Как еще можно использовать систему дистанционного обучения?
Не только уроки, но и внеклассные мероприятия мы пробовали организовать с нашими учащимися.
- Классные часы и встречи
- Виртуальные экскурсии в музеи: Музей железных дорог, Мемориальный музей космонавтики – к 12 апреля Дню космонавтики; Морской музей, Deutsches Museum - зарождение воздухоплавания (Экскурсия на немецком языке. Наши учащиеся учатся в немецкой лингвистической гимназии)
- Посещение Центральной научной библиотеки РК – виртуальные выставки «Абай Кунанбаев» к 75 – летию Абая; «Астана – Елбасыны eрлiгi»;
- Экскурсия в Московский зоопарк, экскурсия по улицам родного города;
- Дистанционные конкурсы рисунков: «Ах, лето!» экологического плаката «Берегите Землю» - ко Дню Земли 22 апреля;
Отдельное внимание было уделено здоровому образу жизни учащихся.
- Онлайн тренировки – каждую среду проводились тренировки по фитнесу
- Конкурс плакатов «Мы за ЗОЖ»
- Спортивные онлайн -соревнования, где ребята показывали успехи в прыжках со скакалкой, отжимании от пола, подтягивании.
- На уроках физкультуры разучивали новые комплексы упражнений и подвижные игры
Месяц май – это череда праздников, главные из которых – 7 и 9 мая. К этому событию учащиеся готовились целый месяц. В школе был объявлен месячник «Патриот». В рамках этого месячника были проведены следующие мероприятия:
- Конкурс сочинений – «Они защищали Родину!»
- Челлендж «Помним и гордимся» - учащиеся снимали на видео стихотворение или песню о войне;
- Онлайн конкурс рисунков «Салют, Победа!» рисование в онлайн режиме
- Конкурс поздравительных открыток «Защитнику Отечества» – рисование открытки на А-4
- Виртуальная выставка национальных библиотек стран СНГ «Великая Победа Советского народа» - в ходе выставки учащиеся узнали, какой вклад в Победу внесла каждая из 15 союзных республик,
- Международная акция «Бессмертный полк»- видеоролик о герое семьи.
Участие во всех мероприятиях освещалось на школьном сайте и в Инстаграм.
Итак, подведём итоги. Какие преимущества дистанционного обучения мы можем сегодня отметить?
-более высокая адаптивность к уровню подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д.;
-повышение качества образовательного процесса за счет использования -автоматизированных обучающих и тестирующих систем;
-оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса;
-доступность для обучающихся "перекрестной" информации, так как появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным источникам;
-повышение творческого и интеллектуального потенциала учеников за счет самоорганизации, умения взаимодействовать с компьютерной;
-ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих)
Мы отметили, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных технологий, у ребят формируются навыки работы с информационными технологиями для получения непрерывного образования в течение всей жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что востребованность дистанционного обучения, в том числе и в начальной школе, в ближайшее время будет возрастать. С каждым годом интерактивных методов коммуникации появляется все больше и, следовательно, будет наблюдаться и прогресс данного способа, что позволит минимизировать его недостатки и развить положительные стороны.
Возвращаясь к урокам прошлого, хочется отметить: Кумаш Нургалиевич показал себя педагогическим лидером, способным прогнозировать развитие своей школы с учетом последних достижений науки и техники, умеющим создать в школе атмосферу творчества и разнообразия педагогических почерков и стилей.
Сегодня его школа носит статус экспериментальной ИИТО ЮНЕСКО и республиканского центра информатизации образования по проекту «Дистанционное обучение для сельских школ республики Казахстан».² Как прослеживается связь времён на примере развития школы и дела самого Кумаша Нургалиева. Династия, начало которой он положил, насчитывает более 30 лучших педагогов Казахстана. Жизненный путь этого человека показал, что даже в маленьком селе можно сотворить большое чудо. Для нас, современных учителей, открыты ещё большие возможности: кабинеты оборудованы компьютерами, проведён интернет, созданы различные образовательные платформы, разработано множество программ. Нам остаётся только широко использовать достижения науки и техники в своей работе для повышения уровня образования в нашей стране.