Технология использования мнемотехники на занятиях у детей с особыми образовательными потребностями.
Сталкиваясь с проблемой улучшения условий коррекции и развития познавательных и интеллектуальных навыков и учитывая то, что у таких детей снижена память, страдает продуктивность запоминания, они плохо запоминают инструкции, последовательность заданий, в своей практике я использую элементы мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно развитие речи. Т. к. у детей с ООП преобладает наглядно-образная память и запоминание носит непроизвольный характер, то зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Работа по развитию познавательных и интеллектуальных навыков ведется по следующим направлениям:
- обогащение словарного запаса;
- обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;
- разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Дидактическим материалом служат мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация.
Из опыта работы с мнемоквадратами, мнемодорожками, мнемотаблицами, считаю необходимым давать детям цветные схемы, т.к. у детей в памяти остаются отдельные образы (солнышко – желтое, елочка – зеленая, ягодка - красная т. д. ). Изобразить в мнемоквадрате, мнемодорожке или мнемотаблице можно именно то, что необходимо для данной категории детей, и то, что педагог считает нужным (это может быть графическое изображение персонажей сказки, явления природы, члены семьи и т. д.). Важно учесть, чтобы изображения были понятны детям.
Например, для составления мнемотаблиц по сказкам («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок») я использовала не графические изображения героев сказок, а иллюстрированные картинки, т.к. для дошкольного возраста графическое изображение животных оказалось сложным для перекодирования в образы. Однако использование изображения образов главных героев в мнемотаблице для узнавания сказки и перессказывания ее содержания очень увлекло детей. В процессе работы мною была подобрана серия мнемосхем, направленных:
- на увеличение словарного запаса;
- на развитие умения подбирать подходящие по смыслу определения;
- на умение составлять короткие рассказы;
- на умение передавать связно и последовательно текст;
- на умение отгадывать и загадывать загадки;
- на умение заучивать стихи.
При использовании мнемотехники учитывались тематические блоки, на которых строится коррекционно-образовательная работа по развитию познавательных и интеллектуальных навыков: «Осень», «Моя семья», «Животные», «Зима»,«Сказки», «Весна», «Одежда, обувь», «Продукты питания» и т.д.
Учитывая то, что для детей с ООП характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения предложенного материала, одновременно превращая процесс обучения в интересную игру.
Суть мнемотехники: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом, текст зарисовывается схематично и, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.
Дидактическим материалом служат мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.
Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно
Мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация.
Работа с мнемотаблицами решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
Обучение начинается с использования мнемоквадратов.
Затем задания усложняются и детям предлагаются мнемодорожки по выбранным темам. По нескольким рисункам дети составляют простое предложение или словосочетание.
Когда дети успешно справились с мнемодорожками, им предлагаются мнемотаблицы, при помощи которых ребенок рассказывает о каком-либо времени года, рассказывает сказку, заучивают стихотворения, отгадывают загадки. Рассматриваем таблицу, соотносим рисунки с текстом стихотворения или рассказа. Обсуждаем с детьми, почему именно такой рисунок соответствует этому слову.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов или образа.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. Сначала с помощью педагога, затем самостоятельно.