Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Технология использования мнемотехники на занятиях у детей с особыми образовательными потребностями

Технология использования мнемотехники на занятиях у детей с особыми образовательными потребностями

ya_socials
Опубликовано:
Автор: zheka.russ0230

Технология использования мнемотехники на занятиях у детей с особыми образовательными потребностями. 

Сталкиваясь с проблемой улучшения условий коррекции и развития познавательных и интеллектуальных навыков и учитывая то, что у таких детей снижена память, страдает продуктивность запоминания, они плохо запоминают инструкции, последовательность заданий, в своей практике я использую элементы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно развитие речи. Т. к. у детей с ООП преобладает наглядно-образная память и запоминание носит непроизвольный характер, то зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Работа по развитию познавательных и интеллектуальных навыков ведется по следующим направлениям:
- обогащение словарного запаса;
- обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;
- разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Дидактическим материалом служат мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. 

Из опыта работы с мнемоквадратами, мнемодорожками, мнемотаблицами, считаю необходимым давать детям цветные схемы, т.к. у детей в памяти остаются отдельные образы (солнышко – желтое, елочка – зеленая, ягодка - красная т. д. ). Изобразить в мнемоквадрате, мнемодорожке или мнемотаблице можно именно то, что необходимо для данной категории детей, и то, что педагог считает нужным (это может быть графическое изображение персонажей сказки, явления природы, члены семьи и т. д.). Важно учесть, чтобы изображения были понятны детям.

Например, для составления мнемотаблиц по сказкам («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок») я использовала не графические изображения героев сказок, а иллюстрированные картинки, т.к. для дошкольного возраста графическое изображение животных оказалось сложным для перекодирования в образы. Однако использование изображения образов главных героев в мнемотаблице для узнавания сказки и перессказывания ее содержания очень увлекло детей. В процессе работы мною была подобрана серия мнемосхем, направленных:
- на увеличение словарного запаса;
- на развитие умения подбирать подходящие по смыслу определения;
- на умение составлять короткие рассказы;
- на умение передавать связно и последовательно текст;
- на умение отгадывать и загадывать загадки;
- на умение заучивать стихи.

При использовании мнемотехники учитывались тематические блоки, на которых строится коррекционно-образовательная работа по развитию познавательных и интеллектуальных навыков: «Осень», «Моя семья», «Животные», «Зима»,«Сказки», «Весна», «Одежда, обувь», «Продукты питания» и т.д.

Учитывая то, что для детей с ООП характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения предложенного материала, одновременно превращая процесс обучения в интересную игру.

Суть мнемотехники: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом, текст зарисовывается схематично и, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.

Дидактическим материалом служат мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной информацией.
Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно
Мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация.
Работа с мнемотаблицами решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
Обучение начинается с использования мнемоквадратов.

Затем задания усложняются и детям предлагаются мнемодорожки по выбранным темам. По нескольким рисункам дети составляют простое предложение или словосочетание.

Когда дети успешно справились с мнемодорожками, им предлагаются мнемотаблицы, при помощи которых ребенок рассказывает о каком-либо времени года, рассказывает сказку, заучивают стихотворения, отгадывают загадки. Рассматриваем таблицу, соотносим рисунки с текстом стихотворения или рассказа. Обсуждаем с детьми, почему именно такой рисунок соответствует этому слову.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов или образа.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. Сначала с помощью педагога, затем самостоятельно.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты