Эти слова великого педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко актуальны и в наше время. Игра – это один из первых видов деятельности ребёнка, через которую познаётся мир, формируются убеждения и личный опыт. Игру можно воспринимать как процесс развития, направленный на формирование понятий и навыков, наблюдательности и воображения.
Игра – естественная среда ребёнка, и любовь к ней присуща даже достаточно взрослым детям. Так, на место кукол и машинок сегодня приходят интеллектуальные игры, такие как «Что? Где? Когда?», «Колесо удачи», «Брейн-ринг», активные игры (волейбол, баскетбол, футбол), игры настольные, игры компьютерные. Поэтому столь важно не отрицать ученические увлечения, а направлять их в нужное русло.
Свободная развивающая деятельность, творческий характер, эмоциональная приподнятость деятельности – вот черты, присущие большинству игр.
Рассмотрим игру как вид работы. Несомненно, этот вид работы мотивирует на обучение и в то же время не является принудительным средством. Однозначно, что в игре развивается творческий потенциал детей. Игра учит эффективно работать в команде, позволяет разнообразить изучение материала. В игре рождаются нестандартные решения, просматривается индивидуальность каждого ребёнка, развивается творческий и мыслительный потенциал. Самое главное, игра – разжигает интерес и энтузиазм, мобилизует умственные способности.
Мой педагогический опыт доказывает, что игровые методы работы позволяют облегчить работу с быстроутомляемыми и гиперактивными учениками. Для таких детей игра - это смена напряжения, настроения, чувство командного духа, принятие самостоятельного решения и возможности общения с одноклассниками, В конце концов, ответственность за команду или личный зачёт. Пассивные дети, включаясь в процесс игры, начинают проявлять интерес к предмету, постепенно входя в процесс активной работы на уроке.
В поисках современных инновационных методов и приемов проведения уроков, которые привели бы к достижению реальных целей, я наткнулась на процесс геймификации. Всесторонне изучив данный вид деятельности, апробировав на своих уроках, я поняла, что это новоявление способно улучшить процесс вовлечения моих учеников в обучение, а также увидела, что потребность в геймификации на уроках возрастает.
Профессионал в области игрофикации Карл Капп убежден, что ее суть состоит в том, как быстро она будет распространена среди представителей всех поколений людей по всему миру.
Итак, что же такое геймификация?
В широком смысле: применение игровых подходов, вне игровых процессах. В узком смысле: дизайн любых процессов, ориентированных на человека и оптимизированных под его эмоциональное состояние, чувства, мотивацию, вовлеченность.
Цель геймификации: повышение вовлеченности обучающихся в решение задач обучения.
Применение геймификации на уроках позволяет вовлекать в работу всех детей. Даже неразговорчивые, стеснительные, слабые дети на таких уроках становятся открытыми и доверчивыми, раскрепощенными, раскрывают свои способности.
Каждый учитель задается вопросом, как же так сделать, чтобы уроки стали интереснее и результативнее? А сделать это очень и очень просто – нужно лишь научиться превращать любой свой урок в игру. Давайте вспомним, как нам нравилось в детстве проводить время в игре, а может, нравится и сейчас. Игра – это всегда интересно и здорово. Но важнее всего то, что игры могут быть очень полезны, причем играть можно в любом возрасте.