К наиболее значительным проблемам в развитии детей с Особыми Образовательными Потребностями, которые мы должны учитывать при обучении детей на уроках гуманитарного цикла, следует отнести:
- Недорозвитие речи, ограниченный запас слов, что проявляется в нарушении у детей составлять даже не сложные предложения. Поэтому работа по развитию речи, по освоению навыков выражать словестно свои мысли-главное направленность обучения на уроках гуманитарного цикла;
- Задержка психического развития проявляется в низком уровне освоения детьми операции мышления. Доступной являются у большинства детей одна операция-анализ, причем только определенного предложения, либо исторического события, либо отрывка прочитанного текста. Такие функции мышления, как синтез, обобщение, обстрагирование для у большинства наших детей недоступны.
- Доминирует слабый объем внимания, отсутствие навыков концентрации внимания и акцентирования на важных аспектах при изучении новых тем. Доминирует рассеяное внимание.
- Сложность в получении и закреплении знаний, обусловные еще одной проблемой-малым обьемом памяти. Решать эту проблему возможно только через развитие интереса к предмету, обучение через использование разнообразных приемов активизации познавательных интересов детей.
В чем еще проявляются проблемы, вызванные задержкой психического развития?
- В недостаточном уровне познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности;
- В снижении работоспособности и повышенной утомляемости.
Поэтому при организации учебного процесса учителями гуманитарного цикла определены следующие задачи:
- Сохранение и развитие познавательных возможностей детей и каждого ребенка по отдельности через использование технологий деференцированного подхода в обучении, которые позволяют не только повысить уровень мотивации, но и создают щадящие условия в преодолении детьми трудностей в обучении;
- Использование информационно-коммуникативных технологий обусловленного необходимостью решениям задачи улучшения качества обучения и повышения интереса как стимула к получению знаний детьми с Особыми Образовательными Потребностями;
- При изучении истории развитие умений анализировать исторические факты являются основой усвоения знаний. Без формирования мыслительной операции-анализа, педагог не сможет научить детей находить причинно-следственные связи. Без этих умений усвоения знаний о главных исторических событиях - невозможно. Поэтому самым продуктивным в этой работе является вовлечение детей в практическую деятельность по изучению исторического факта, от него-к нахождению причин, а затем-нахождению последствий события; Такой подход позволяет вовлекать учащихся в работу по составлению опорного конспекта с основными компонентами: причино - факт -последствия. Методика Шаталова В.Ф. позволяет активно воздействовать на процесс развития аналитических умений детей.
- Метод использования аудио и видеоматериалов на занятиях при заданиях на аудирование,также способствует повышению уровня обученности. Важно использовать просмотр аутентичных фильмов на казахском языке во внеаудиторное время, обсуждение фильмов.
- Сочетание индивидуальной, парной и групповой форм работы, работа в парах сменного состава, использование ролевых игр, моделирование ситуаций общения, также помогает в предложении учащимися трудностей, связанных с недостаточностью развития психических процессов.
В подборе методик и технологий при обучении детей с Особыми Образовательными Потребностями мы считаем, что педагог должен исходить из потребности и желания научить ребенка учиться, не обучать, а научить добывать и использовать знания.