В настоящее время одной из задач образования является развитие компетенций учащихся. Главная проблема учителя - «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы» (А.Хуторской). Для решения этой задачи требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Остановлюсь на некоторых из них, которые активно применяю в своей практике. Динамично помогают начать урок такие методы, как «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как, «Эмодзи», «Стикер на стуле» ,«Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей», «Пазл» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные стикеры и предлагается попробовать более четко определить, что они знают по данной теме, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Одно из интересных заданий, по моему мнению, «Ящик вопросов». Заранее давала названия тем на завтра, предлагала ребятам записать вопросы, что хотят знать по этой теме. На следующий день в конце урока ребята отвечали на свои вопросы. Эти вопросы носили не только образовательный характер, но вызывали положительные эмоции в классе - ребятам очень нравилось слушать свои вопросы
В процессе урока новый материал помогут представить следующие методы презентации учебного материала, как «Кластер», «Инфо-угадайка», «Продолжи ряд», «Найди закономерность», «Сравнение», «Обобщение», «Найди лишнее», «Классификация», «Словесная характеристика», «Разбиение на группы» и др..
«Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них. Технология «Аквариум» 2-3 ученика разыгрывают в круге ситуацию по определённой теме, а остальные анализируют, задавая вопросы. «Внутренний и внешний круг» Учащиеся образуют два круга. Внутренний стоит на месте, а внешний идёт по часовой стрелке и останавливаясь на 2 минуты задавая вопросы по теме. Потом внешний и внутренний круг меняются местами.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» - обсуждение в группах. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии поднимаются карточки согласия - не согласия по цветам светофора), «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а они - защищаются). Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Автобусная остановка», «Метод кейсов», «Экспрес портрет», «Лабиринт», «Творческая мастерская», «Горячий стул». « Метод кейсов» Группе предлагается информация, основанная на реальных или вымышленных фактах. Группа должна посоветоваться проанализировать и выбрать правильное решение, обосновав его. «Экспрес портрет» .Каждый ученик в группе получает карточку с названием животного или растения. Перед группой стоит коробочка с набором картинок с изображением животных и растений. В течение 3 минут на листочке должен написать «портрет» этого животного (растения), сказочного героя, полезного ископаемого. Затем каждый в группе представляет свою работу, начиная со слов: «Я хочу представить вам зверя (птицу, насекомое, героя, полезное ископаемое…), он выглядит так…» и зачитывает «портрет». Ученики в группе отгадывают, чей «портрет» описан, доказывают почему, находят в коробочке картинку с изображением. «Коктейльные палочки» используется при работе в паре. Два ученика берут в руки палочку за концы и начинают задавать вопросы до тех пор пока вдвоём не дойдут до середины.
Завершить урок можно применив такие методы, как «Ромашка», «Итоговый круг». «Ромашка» .Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы или анализирую картинку, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. «Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.
Активные методы обучения помогают - развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.