Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей.
Еще Шалва Александрович Амоношвили сказал, что мы принуждаем наших детей заучивать огромный груз мёртвых знаний, на что уходит особо ценное время жизни. Именно на этом отрезке жизни, а не потом когда-либо, растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира.
Актуальным взглядом в политике образовании становится необходимость в организации педагогической деятельности, ведение новых подходов в педагогической практике, который тесно связан с повседневной жизни школьников и с формированием основ функциональной грамотности.
В настоящее время процесс обучения детей в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, а предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности: читательской, математической, естественно-научной, финансовой и др. Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Президентом нашей страны приоритетной задачей. В современном мире функциональная грамотность становится одним из основных факторов, способствующих активному участию людей в культурной, социальной, экономической и политической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:
- готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;
- возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
- способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
- совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
С 2000 года, один раз в три года, проводятся международные исследования ПИЗА (PISA – Programme for International Student Assessment), инициированные Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Одной из основных целей исследования является оценка подготовленности учащихся 15-летнего возраста; обладают ли они, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе.
Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Формирование навыка решения задач, связанных с жизненными ситуациями, который должен пригодиться молодому человеку в будущей взрослой жизни – это, так называемое, образование с дальним переносом, и своим вектором оно направлено в профессиональное будущее школьника.
Развитие функционально грамотной личности находит своё отражение в портрете современного выпускника школы: «Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир».