Возможности проектной деятельности в развитии творческих способностей обучающихся детской художественной школы
Аннотация. Рассматривается вопрос применения метода проектов в художественном образовании. Актуальность исследования обусловлена модернизацией образования, одной из составляющих которой является внедрение проектного метода обучения. Описывается история появления термина «проект». Обосновывается важность обращения к методу проектов в художественном образовании. Гипотеза эффективности использования метода проектов в художественном образовании подтверждается примерами практической реализации различных учебных проектов.
Ключевые слова: проектный метод; проект; художественное образование.
Annotation. Project Method in ArtEducation Abstract. The application of project method in arts education is considered. The research urgency is caused by modernization of education, one part of which is the introduction of project method of learning. The history of the emergence of the term “project” is described. The importance of the projectmethod in art education is proved. The hypothesis of efficiency of project method using in arts education is confirmed by the examples of practical realization of various educational projects.
Key words: project method; project; art education.
Актуальность данной статьи на социально - педагогическом уровне определяется важностью заказа общества на развитие творческих способностей обучающихся детской художественной школы средствами проектной деятельности вследствие чего получаются настоящие творцы. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Большие возможности для развития творческой активности школьников создает проектная учебная деятельность.
Проектирование учебных занятий на основе проектной деятельности обучающихся детской художественной школы всегда ведется в определенной последовательности. Когда речь идет об учебных занятиях, проектирование производится на основании примерной рабочей программы «Типовая программа для детских художественных школ, художественных отделений школ искусств и для 12-летних профильных общеобразовательных школ искусств Республики Казахстан. Ι – ΙV курсы».
Творческий проект в художественной школе представляет собой учебно- трудовое задание, которое активизирует деятельность участников в процессе работы над проектом. В результате выполнения такого проекта участниками создается уникальный продукт, который обладает не только субъективной, но и не редко объективной новизной. Важно подчеркнуть, что в работе над созданием творческого проекта заложен процесс творчества, как педагога, так и обучающегося. Среди основных требований к использованию данного метода (по Полат Е.С.) следует выделить самостоятельную деятельность, структурирование и использование исследовательских методов, значимость результатов. Секрет успешности метода проектов состоит в построении деятельности в контексте трех основных принципов: мотивации, функциональности, образовательной ценности. Несомненно, очень важным моментом, перед началом работы над любой проектной деятельностью является подготовка обучающегося к самой проектной деятельности. Для этого в первую очередь следует начать плавно обучать ученика планированию данного вида деятельности и конечно же создавать все возможные мотивирующие условия для данного вида деятельности. Любой проект, независимо от своего типа (вида) или направленности, имеет практически идентичную структуру последовательности организации и выполнения. В своей книге Е.С. Полат пишет «Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются обучающимися с подачи педагога (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, и т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений» [24]. Очень важно при работе над организацией проекта создать наиболее благоприятные условия для полного раскрытия и проявления творческого потенциала обучающихся. Одним из самых сложных моментов в процессе введения в непосредственный учебный процесс проектов становится организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. В работе над проектом ребёнок выступает в роли исследователя, а учитель – консультанта и вдохновителя. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями [9.С.187].
Цель, которую преследует педагог, работающий в художественной школе, при формировании у обучающихся проективных умений - вызвать в каждом воспитаннике веру в искусство, как средство самовыражения в соответствии индивидуальными наклонностями и потребностями.
При организации работы по проектной методике учитываются и психологические моменты, к которым следует отнести:
«Коммуникативно-деятельные факторы: деятельность, оценки партнеров в деятельности, процесс общения, стили общения», которые присутствуют в коллективных технологиях метода проектов. Необходимо поддерживать механизм достижения успеха.
Возможность проявить себя (чтобы самовыражение ребёнка стало максимальным и неформальным), которую на практике можно реализовать через деятельность.