Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Статья "Современный урок - проблемы, подходы, решения"

Статья "Современный урок - проблемы, подходы, решения"

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Ахметова Диана Рафиковна0270

Формирование и развитие общих и профессиональных компетенций будущих рабочих и специалистов осуществляется в образовательном процессе на учебных занятиях, в лабораториях, в период учебной и производственной практики.

Урок в учреждениях СПО на сегодняшний день является основной формой организации образовательного процесса, и требования, связанные с реализацией   ГПРОН РК, относятся, прежде всего к уроку, так как на нем осуществляется взаимодействие преподавателя и студента, в результате которого происходит усвоение обучающимися знаний, умений формирование компетенций, развитие способностей, опыта деятельности, общения и отношений.

Урок является наиболее динамичной и вариативной формой организации образовательного процесса, он гибко реагирует на новые требования, изменяется. Чтобы обеспечивать ресурсы для формирования общих и профессиональных компетенций будущих рабочих и специалистов, современный урок должен отвечать следующим требованиям:

1. Компетентностный подход в целеполагании, проведении и оценке результатов, единство формирования и развития профессиональных и общих компетенций.
2. Формирование компетенций возможно только в деятельности, поэтому на современном уроке должны быть обеспечены условия для полноценной учебной деятельности обучающихся (мотивация, создание учебных ситуаций, рефлексия) и проявления их субъективности.
3. Внутриурочная дифференциация и индивидуализация обучения на современном уроке должны максимально учитываться индивидуальные особенности, возможности обучающихся для того чтобы он стремился решать учебные задачи собственными силами.
4. Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации учебной деятельности обучающихся, упор должен делаться на взаимодействии обучающихся и преподавателя, а также на взаимодействии самих обучающихся в микрогруппах.
5. Обеспечение оперативной обратной связи обучающихся о ходе и промежуточных результатах обучения. Обучающийся должен самостоятельно анализировать свою учебную деятельность и вносить в нее коррективы.
6. Использование современных информационно-коммуникационных технологий, цифровых образовательных ресурсов (компьютеров, проекторов, интерактивной доски).
7. Формирование отношений сотрудничества преподавателя и обучающихся; создание благоприятного психологического микроклимата.

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам:
- урок усвоения новых знаний;
- урок усвоения навыков и умений;
- урок комплексного применения знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки, оценки и коррекции знаний и умений.

Соотношение уроков различных типов неодинаково и зависит от характера учебной дисциплины, специфики знаний и умений, целей и задач отдельных учебных предметов. Каждый тип урока имеет определенную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику, соответствующую его целям и задачам.

Классификация уроков рациональна и позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать обучающихся на успешное их решение.

Основная образовательная цель введения компьютера в мир обучающегося - это, прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в быту, обучении, науке, на производстве, в экономике и управлении.

Самореализация студентов  в учебной деятельности возможна с помощью различных способов и методов. При этом большое значение в современной науке отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие преподавателя  и студентов, и позволяют выстроить образовательное пространство для самореализации студентов.

Возможно, поэтому ведущую роль в современном образовательном процессе занимает информатизация, дающая колоссальные возможности, поскольку может очень эффективно применяться не только в передаче знаний, но и способствовать саморазвитию студента.

Задачей обучения  на моих уроках является не только сообщение определенных  знаний студентам, но и развитие у них познавательного интереса, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.

Применение комьютерных технологии в социальной работе экономят время, повышают мотивацию, позволяют провести многостороннюю и комплексную проверку знаний, умений, усиливают интерес к уроку, наглядно и красочно представляют материал.

На мой взгляд, наиболее эффективно применять на уроках информационные технологии при изучении новой темы. Прежде всего, это позволит заинтересовать студентов и способствует активизации восприятия данных.

При изучении новой темы  я провожу урок-лекцию с использованием мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание студентов на главных моментах излагаемой информации. Очень удобно использовать презентации для устного опроса, позволяет сократить массу времени и лучше закрепить изученный материал.  И  конечно, после изучения нового материала  удобно осуществлять контроль знаний с помощью выполнения различных заданий, используя электронные презентации.

Преимущества использования ИКТ
•    Индивидуализация обучения.
•    Возможность выполнять больше самостоятельной работы.
•    Увеличение объема выполненных заданий на уроке.
•    Расширение информационных потоков при использовании интернета.
•    Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.

В современных условиях особую важность приобретают не столько собственно знания обучаемого, сколько его способность квалифицированно осуществлять определенную профессиональную деятельность. Это актуализирует потребность разработки новых технологий работы со студентами и выбора из них наиболее эффективных. Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, обеспечивающая повышение качества профессионального обучения студентов и готовность их к профессиональной деятельности за счет развития инициативности, самостоятельности в принятии решений, мобильности, способности применять полученные знания для решения практических производственных задач.

Условия применения технологии проектирования сводятся к следующему:
• существованию некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска, путем применения интегрированных знаний;
• значимости предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
• применение исследовательских (творческих) методов при проектировании; • структурирование этапов выполнения проекта;
• самостоятельная деятельность студентов в ситуации выбора.
Проектная деятельность выступает основой, необходимым условием для формирования проектной культуры, проектного мышления. Задачи, решаемые в процессе реализации метода проектов:
• развитие познавательных способностей студентов;
• повышение мотивации к обучению;
• совершенствование способностей к самообразованию и саморазвитию;
• развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
• обучение студентов рефлексии;
• обучение умению публично выступать и отстаивать свою точку зрения;
• развитие критического мышления.

Методы, доминирующие в проекте: исследовательский, творческий, игровой, информационный, практико-ориентированный - это те необходимые методы, через которые можно актуализировать общие компетенции в соответствии с  ГПРОН РК. Исследовательские методы имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают обоснование актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования, выдвижение гипотезы исследования и обозначение методов исследования, и проведение эксперимента.

Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

При планировании компетентно-ориентированного урока, нацеленного на результат, целесообразнее использовать технологическую карту урока
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения ОПОП в соответствии с  ГПРОН РК нового поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, существенно сократить время на подготовку преподавателя к уроку.  Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Технологическая карта позволяет:
• реализовать планируемые результаты  ГПРОН РК;
• определить общие и профессиональные компетенции, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• системно формировать у студентов общие и профессиональные компетенции;
• выполнять диагностику достижения планируемых результатов студентами на каждом этапе освоения темы;
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между дисциплинами и результатами обучения).

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы со студентами на уроке, согласовать действия педагога  и студентов, организовать самостоятельную деятельность студентов в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты