Различия в девиантом поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но, как и другие рассмотренные нами, они далеко не столь велики и не настолько очевидно связаны с биологическими отличиями, как можно было бы предположить.
Во время исследовательской работы была выдвинута гипотеза – в подростковом возрасте девиантное поведение характеризуется гендерными различиями: в уровнях и формах проявления агрессивности, в типах склонности к девиантному поведению, в особенностях невротизации и психопатизации поведения.
В соответствии с гипотезой была поставлена цель - выявить гендерные особенности девиаций поведения у подростков, для достижения которой были определены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- выявить гендерные различия в проявлении девиантного поведения у подростков;
- сравнить полученные результаты;
- сформулировать выводы.
Для выявления гендерных различий девиаций, использовали следующие методики:
– «Вопросник С. Бэм по изучению маскулинности – фемининности»;
– «Методика склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел;
– «Диагностический опросник для выявления склонности к различным
формам девиантного поведения» (ДАП-П);
– «методика диагностики девиантного поведения
несовершеннолетних» (тест СДП – склонности к девиантному
поведению);
– опросник М. Цукермана «Потребность в поисках ощущений».
Программа эмпирического исследования состоит из трех этапов:
1. Выявление особенностей девиантного поведения у подростков мужского пола.
2. Выявление особенностей девиантного поведения у подростков женского пола.
3. Сравнительный анализ полученных данных исследования.