Школьный курс математики занимает важнейшую роль в системе общеобразовательной подготовки учащихся, что в дальнейшем помогает школьникам активно овладевать современной техникой и новыми информационными технологиями.
Каждого учителя волнуют вопросы, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха.
Эффект в учебном процессе оказывает применение дифференцированного подхода, который даёт возможность детям с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяет развивать интуицию, воображение, логическое мышление и способствует активизации познавательной деятельности.
Цель дифференцированного подхода – приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся, подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей притвориться в жизнь. Задача учителя – увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить её, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Оптимальным условием для работы учеников в полную силу может стать сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы (пары, потоки, по вариантам) с учётом уровня подготовки и развития учащихся, их работоспособности, а также сочетание коллективной и самостоятельной работы в этих группах.
Деление учащихся на «слабых» и «сильных» должно быть условным и временным. Любой ученик должен иметь возможность перейти из одной группы в другую, если он достиг определённых успехов на своём уровне. А ученик, который имеет пробелы в знаниях и не справляется с темпом продвижения при изучении программного материала, требует к себе повышенного внимания и других форм работы.
При дифференцированном обучении более ценными в методическом отношении являются домашние задания. Если при выполнении домашних дифференцированных заданий менее продвинутые ученики достигают положительных результатов, то им предлагаются и задания повышенного уровня или задания творческого характера.
Дифференцированный подход возможно осуществлять на различных этапах урока. На этапе введения нового материала лучше работать со всем классом, а после того, как выполнено несколько упражнений, переходить к дифференцированной самостоятельной работе.
Предлагаю план – конспект урока математики, проведённого в 4 классе с учётом изложенных требований к дифференциации и индивидуализации в форме деловой игры.