Аннотация: Lesson Study – исследование урока, которое проводит группа учителей одной параллели классов с целью решения важной проблемы, сформулированной в ходе проведения мониторинга знаний учащихся. Такая серия уроков включает не менее трёх, взаимопосещения учителей должно быть направлено на исследование выявленной проблемы.
Ключевые слова: исследование, практика, учитель, преподавание, исследование урока.
Исследование практики учителя и исследование урока – это именно те подходы, которые способствуют совершенствованию качества преподавания учителей и качество знаний учащихся. Данные исследования помогают молодым специалистам увидеть и сформулировать проблему в преподавании, а также усовершенствовать планирование и проведение уроков как молодыми учителями, так и опытными специалистами – предметниками.
Учителя одной параллели формируют команду для формулировки и поисков решения проблему в преподавании предмета. На заседании по совместному планированию был составлен график взаимопосещения уроков учителями, работающими в параллели одиннадцатых классов, изучающих русский язык как первый.
Для проведения исследования урока была сформирована команда учителей одиннадцатых классов, определена тема исследования практики: как смысловое чтение способствует развитию навыка анализа текста. Был определён урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Драма А. Н. Островского «Бесприданница» в рамках изучения раздела «Социальное неравенство в мире и Казахстане». Отобраны цели обучения на чтение: Ч 1 Понимание информации; Ч 5 Анализ текстов разных типов и жанров в соответствии с целевой аудиторией. Изучение этого раздела основано на знаниях, полученных при изучении разделов в предыдущем курсе обучения. У учащихся уже сформированы навыки слушания, чтения и анализа текстов и письма. Они уже могут оценивать и анализировать прочитанные и прослушанные тексты, выявлять главную и второстепенную информацию, участвовать в обсуждении текстов и выступлений на общественно – значимые темы с использованием лексико – грамматических и тематических минимумов.
В начале урока с помощью стратегии «Мозговой штурм» было проведено погружение в художественный мир, художественное время и пространство драмы великого драматурга А. Н. Островского. При планировании данного урока ещё на этапе формулирования проблемы пришлось отказаться от изучения сведений жизни и творчества А.Н. Островского с целью экономии времени урока, этот материал был дан учащимся для самостоятельного изучения в качестве предварительных знаний. Урок начался в обсуждения проблем, поднятых в драме «Бесприданница» после просмотра видео ролика с романсом из кинофильма «Жестокий романс». Учащиеся сразу отметили основные проблемы, поднимаемые автором пьесы, поняли из видео отсылки на основные этапы сюжета драмы.
Основной деятельностью на уроке было чтение текстов литературоведческого характера об истории создания, о первых успехах постановки пьесы. Учащиеся были разделены на группы, в группах они определяли тему, цель и целевую аудиторию прочитанных текстов, затем составляли постеры по лексическим, морфологическим и синтаксическим средствам, используемым автором для выражения собственной позиции. При проведении групповой работы были созданы «экспертные» группы для передачи другим группам информации каждого прочитанного текста. С помощью стратегии «Джигсо» учащиеся представляли свои постеры по прочитанным текстам другим группам, которые оценивали выступление с помощью стратегии «Две звезды и пожелание». Учащиеся отмечали, что автор не может быть абсолютно беспристрастным к своим героям. Он выражает своё отношение к разным героям не напрямую, а через разные приёмы авторской позиции. Опираясь на вопросы предыдущих заданий, учащиеся определяли жанровые особенности пьесы А. Н. Островского.
Проведение первого урока из цикла уроков в рамках исследования показало, что определить основную проблему, показанную в пьесе в начале урока, учащиеся затрудняются, поэтому на втором заседании был откорректирован ход урока. Вопросы о проблематике пьесы были перенесены на послетекстовый этап урока. Также после обсуждения было отмечено, что выбранные стратегии сработали для достижения целей урока.