Начальное музыкальное обучение заключается практически в донотном и нотном периоде обучения, между которыми практически не существует разницы. Продолжительность донотного периода индивидуальна. Главной задачей Донотного периода, является накопление музыкальных впечатлений и некоторого практического опыта игры на инструменте.
В своей практике, в последнее время, я опираюсь на методику Ирины Вороновой. Ирина пианистка-педагог, наша соотечественница, ныне Ирина очень успешно преподает в Германии.
В основе методики лежит пентатоника на черных клавишах. Я считаю целесообразным начинать знакомство с клавиатурой именно с черных клавиш. Во-первых, используется Шопеновская постановка руки; во-вторых, дети впоследствии не боятся большого количества знаков в произведениях, более смело владеют клавиатурой инструмента.
Для исполнения пьес ученику не нужно знать ноты. Мы видим на клавиатуре рядом находящиеся две и три черные клавиши («двойняшки» и «тройняшки»). Методом показа формируем аппликатурную формулу, удобную чисто физиологически (длинные пальцы на черных клавишах). Пьесы исполняются в ансамбле с педагогом или более старшим учеником. Так же есть возможность исполнять пьесы под минусовку. В первоначальных сборниках Ирины минусовок не было, некоторые я прописывала сама, очень удобно для домашних занятий. В последнем издании на каждую пьесу есть Кюаркод, через который мы попадаем на вэб-сайт сборника и слушаем минусовку.
Конечно, не все дети, в силу своей физиологии, могут сразу «встать» на пальцы на клавиатуре. Для этого использую предварительные подготовительные упражнения на этом же музыкальном материале (аккомпанемент, минусовки).
Донотный период благотворно влияет на нотный- помогает, дополняет, подготавливает, стимулирует ученика к более интенсивному освоению музыкального материала. Главным результатом этого этапа обучения должны стать: навык слухового контроля и контроль свободы движения корпуса и рук. А также, умение свободно и осознанно исполнить пьесы в концертной обстановке.