Вопросы культуры речи в профессиональной сфере стали особенно актуальны в настоящее время. На наш взгляд культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Мы убеждены, что владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.
Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Следовательно, коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей. Важно рассмотреть культуру речи педагога, как условие его успешной профессиональной деятельности. Ведь именно речевое общение – является одним из основных средств воспитания и развития дошкольников, школьников и студентов [1].
Также важно отметить, что множество мудрых советов относительно речевого общения педагога дал выдающийся педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский. Именно речевую культуру учителя он называл «зеркалом его духовной культуры» и требовал от учителя мастерского владения словом: «каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным». Безусловно культура речи является и неотъемлемой частью общей профессионально-педагогической культуры современного преподавателя [2].
Мы считаем, что речь является как средством преподавания, так и средством учения. Речь современного преподавателя формирует речевую культуру учащихся, студентов и служит для них образцом. Исключительно посредством речи педагог передает определенную информацию, развивает и обогащает интеллект учащихся, побуждает учеников, студентов к деятельности на основе полученных знаний, управляет вниманием учащихся и студентов, образует мир их представлений и понятий. Именно через речь преподаватель сообщает свое настроение, характер, интеллект, волю, свое отношение к учащимся и к преподаваемому предмету или дисциплине, через речь – выражает свои мысли и чувства. Мы убеждены, что учащиеся и студенты запоминают прежде всего мысли и настроение преподавателя, но в памяти откладывается лишь та речь, которая обладает логичностью и точностью, грамматической правильностью, оригинальностью, уместностью и экономичностью. Качество усвоения знаний учащимися зависит от точности формируемых педагогом предложений, понятий [3].
Именно поэтому к речи педагога предъявляются такие высокие требования, а именно:
- содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт учащихся);
- грамотность речи и лексическое богатство;
- логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле точности и простоты высказываний учителя, имеется в виду умение адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников);
- техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи);
- интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность (Наибольшей образностью обладают слова и выражения, вызывающие зрительные представления. Учителю необходимо научиться говорить так, чтобы учащиеся как бы «видели» то, о чем идет речь. Для этого нужно овладеть образными языковыми средствами, уместно и свободно использовать в речи сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.);
- уместность речи (отбор содержания речи, языковых средств, определенных коммуникативных действий);
- литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету.
Также, важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).
Также важно отметить, что существуют правила речевой культуры педагога: педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у учащихся значительного напряжения; педагог должен говорить внятно; педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.
На наш взгляд, современный педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. Использовать мелодичность т.к. это придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие учащихся и студентов: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Безусловно, знание вышеперечисленных требований и правил речевой культуры, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – залог успешной работы современного педагога, задачей которого является развитие исторической памяти народа, приобщение к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово. Важно понимать, что общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний школьников и студентов, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к педагогу, а потому и к предмету.
Цитируя Алексея Николаевича Леонтьева общение учителя с учениками, ровно, как и преподавателя со студентами должно снимать такого рода эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса». Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение. Практика показывает, что современные педагоги далеко не всегда имеют соответствующие речевые навыки. Неумение учитывать речевую ситуацию, использование стилистически неуместной лексики, речевая агрессия – далеко не полный перечень речевого поведения современных специалистов [4].
Таким образом, наблюдается противоречие: требования к учителям, педагогам и воспитателям современного образования, к их коммуникативным качествам возрастают, а реальный уровень речевой подготовки выпускников педвуза остается недостаточным. Мы пришли к выводу, что существует целый ряд причин, способствующих развитию данного противоречия, основными из которых являются: неоправданное употребление заимствованной, разговорной и жаргонной лексики, отсутствие понимания важности сохранения литературного языка у современной молодежи, снижение интереса к чтению классической литературы, засилье низкопробных образцов, их пропаганда в СМИ, под угрозой исчезновения традиционные основы национального речевого этикета, как следствие – падение уровня речевой культуры общества [5].
Следует отметить определенные шаги по устранению обозначенного противоречия мы видим в формировании у будущих педагогов риторических умений. Для этого следует сформулировать основные задачи речевой подготовки студентов педагогического вуза; смоделировать технологии речевой подготовки и разработать педагогические условия ее эффективности.
В заключение отметим, что перечисленные выше пробелы, противоречия частично могут быть устранены в рамках предметно-специальной подготовки бакалавров при изучении специализированных курсов по выбору. Ведь, педагог – профессия повышенной речевой ответственности, поэтому риторическая подготовка будущего учителя или воспитателя, формирование его коммуникативно-речевой культуры – одна из важнейших задач, стоящих перед современным педагогическим образованием. Только целенаправленная систематическая работа над риторическими умениями будущих педагогов обеспечивает формирование у них коммуникативно-речевой культуры.