Педагог-психолог - посредник между личностью отдельного ребенка и окружающей его социальной средой строит свою работу, исходя из необходимости решения следующих задач:
- Обеспечить самоопределение и самореализацию личности, способной успешно интегрироваться в современное общество и совершенствовать его.
- Помочь детям овладеть способностью постоянно учиться и приспосабливаться к изменениям.
Одной из основных функций социального педагога является организация обучения педагогов современным технологиям психолого-педагогического взаимодействия в процессе воспитания.
Педагогические технологии – это системы методик, объединенных приоритетными образовательными целями, задачами, содержанием, формой и методами организации учебно-воспитательного процесса, что и создает в итоге совокупность условий для развития учащихся.
Проблемы внедрения игровых технологий рассмотрены в науке недостаточно, что требует определенного внимания к определению сущности и классификаций воспитательных технологий. Направление, обозначенное этим термином, не имеет четкого определения. В основном авторы дают свое понимание этого феномена с точки зрения практики. На наш взгляд, такой подход не совсем правомерен, так как в этой проблеме, несомненно, имеет место и теоретический аспект. Развитие конкретной творческой личности настолько индивидуально и настолько зависит от стечения жизненных обстоятельств, что трудно представить себе формализованное описание конкретных игровых технологий, с помощью которых идет преобразование личности.
Основные признаки игровых технологий по В.А. Сластенину:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел и отражает определенную методологическую и философскую позицию автора;
- педагогические действия, операции и коммуникации выстраиваются в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- предусматривается взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации;
- технология должна быть воспроизводимой и гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;
- органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности [1, 331].
Диалогичный характер воспитания является отражением принципа субъектности, т.е. содействия максимальному развитию способности лицеиста осознавать свое «Я» в каждый момент своей жизни. Взаимодействуя с другими в различных видах деятельности, общаясь, вступая в диалог с окружающим миром, лицеист выступает в качестве субъекта воспитания, саморазвития и жизнедеятельности в целом. Общение, предстающее для старшеклассника как диалог с миром, становится содержанием и инструментом его личностного и гражданского развития. По мнению многих исследователей, именно диалог должен стать ведущим способом воспитания в школе нового типа, так как лежит в основе многих инновационных воспитательных технологий.