Цели: Сплотить коллектив, создать праздничное настроение.
Задачи: Провести упражнения для активизации творческого потенциала, снять усталость.
Материалы и оборудование: мультимедийная аппаратура, песня « Забери меня туда» А. Лорак
Фломастеры, бумажные дольки апельсина, оранжевые воздушные шары – как можно больше, апельсины для упражнений, а также как можно больше оранжевого цвета в оформлении зала и на одежде участников тренинга.
Источники: Микляева Н. В., Толстикова С. Н., Целикина Н. П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. Игры и упражнения для развития памяти и речи.
Приветствие:
Включите аудиозапись песни «Забери меня туда, где оранжевые сны».
Педагог-психолог:
Мы рады приветствовать участников апельсинового фреша! Почему «апельсиновый», спросите вы?
Потому что название – это настроение, атмосфера, идея, концепция…
По структуре апельсин напоминает тренинговую группу. В целом фрукт – это теснота и совокупность его долек. Каждая по-своему хороша и вкусна, но только все вместе – это - А – ПЕЛЬ -СИН.
А какие ассоциации со словом «апельсин» возникают у вас?
(Участники отвечают)
Педагог-психолог:
1.Апельсиновый – это значит праздничный, нескучный, оранжевый, нестандартный, экзотический.
-2-
2.Апельсин – фрукт освежающий и витаминный, то есть жизненный, имеющий отношение к жизни, – недаром он считается кладовой такого важного в нашей жизни витамина C.
3.Оранжевый цвет апельсина будоражащий, энергичный. Яркие краски праздника среди серости обычных дней!
4.Апельсин – символ нашей сегодняшней встречи, потому что объединяет разные элементы в единое целое. Например, цвет апельсина – это сочетание красного и желтого цветов.
5.Название фрукта –это объединение двух понятий: «яблоко» и «Китай», «апельсин» — значит «китайское яблоко». Каждая долька по-своему хороша и вкусна, но только все вместе – это апельсин.
6.Апельсин – фрукт, освежающий и "витальный" (т.е. "жизненный, имеющий отношение к жизни") - недаром он считается кладовой такого важного в нашей жизни витамина С.
Основная часть
- Игра "Сыграть" оранжевый цвет любым способом.
В любом жанре, не повторяя идеи товарищей по группе! Попробовав провести в группе эту игру, вы будете приятно поражены многообразием идей.
Я видел, как цвет - танцевали, пели его, свистели, показывали через гримасу, через парное общение, через "живую скульптуру", с помощью пантомимы...
-3-
- Игра «Артем артистичный…»
Не беспокойтесь насчет того, что думают про вас другие. Они слишком заняты, беспокоясь насчет того, что думаете про них вы. Артур Блох
Цели: раскрепостить участников в игре на знакомство;
— включение ассоциативной памяти для запоминания имен участников;
— создание непринужденной и творческой атмосферы
Ход игры:
Ещё одна игра на знакомство, предоставляющая игрокам возможность сделать комплимент себе, любимому.
Задание не сложно — называя своё имя (по кругу), каждый присоединяет к нему эпитет — прилагательное, начинающееся с буквы имени…
Обсуждение игры:
После этого упражнения очень кстати может быть разговор о том, как мы себя воспринимаем? От чего зависит наша самооценка? Легко ли нам делать комплименты другим и… себе?
3.Игра «Алексей, апельсин, Амстердам»
Педагог-психолог:
Незамысловатая и веселая игра поможет нам создать легкую атмосферу, развить ассоциативное мышление.
Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой первое слово – его имя,
второе – блюдо, желательно любимое,
третье – название города.
-4-
Все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя повторять названия блюд и городов, которые прозвучали ранее.
4.Игра «Апельсиновые дольки»
Педагог-психолог:
Раздайте каждому из участников тренинга по одной апельсиновой дольке из бумаги и фломастеру.
Педагог-психолог:
Каждый из вас должен написать на своей дольке важные слова. С той стороны дольки, где нарисована кожура, напишите своё отличительное качества.
С другой стороны листа напишите задание, фант для товарища по тренингу. Задания должны быть не очень сложными, веселыми и такими, которые можно выполнить без подготовки.
Когда время подготовки закончится, дайте следующее задание.
Педагог-психолог:
Выложите свои дольки на столе в виде целого апельсина. Они должны лежать так, чтобы сторона с достижениями была вверху. Соответственно, фант должен находиться с обратной стороны.
Участники тренинга выполняют задание. Подходит один участник, выбирает дольку и угадывает по написанному качеству других участников.
Педагог-психолог:
Теперь наступило время открыть фанты и прочитать задания. Начинает кто-то один. Кто это будет? (Выберите одного участника.) Вы вытаскиваете дольку и читаете задание, а следующий по часовой стрелке участник его выполняет
-5-
5.Игра "ТЫ ВЫГЛЯДИШЬ СЕЙЧАС..."
Ещё одно упражнение - ключ, развивающее эмпатию, "приглашающее" самораскрытие, саморефлексию в ответ на полученную "обратную связь" от партнера.
Группа разбивается на пары. В паре каждый из участников вначале получает время на оценку собеседника: обращает внимание на его особенности: внешний вид, поза, жестикуляция, мимика...
Затем каждый из собеседников сообщает партнеру своё представление о его внутреннем психо - физическом состоянии.
"На мой взгляд, ты выглядишь сейчас, как человек, который чувствует себя не совсем в своей тарелке...";
"Я думаю, что у тебя был нелёгкий день. Ты выглядишь уставшим";
"Судя по твоей открытой и добродушной улыбке, тебе нравится то, что происходит на тренинге...";
"Я думаю, что тебе непросто сосредоточиться на задании, которое мы получили... Ты кажешься озабоченным, может быть, тебя беспокоит какая-то проблема?";
"Мне приятно видеть перед собой оптимистичного и заряженного энергией человека. Это поднимает и моё настроение, приглашает к сотрудничеству, общению..."
6.Игра «Фруктовый салат»
Цели:
— провести нестандартное знакомство участников группы;
— создать в группе активную игровую атмосферу;
— стимулировать открытость перед товарищами и готовность поделиться своими мыслями, чувствами, идеями…
-6-
В Израиле эта популярная, прекрасная для разогрева и начального знакомства игра называется «Фруктовый салат». Так что подходит она «Апельсиновому фрешу» и по форме и по содержанию!
Группа сидит в кругу. Ведущий, обходя участников, даёт каждому имя-название фрукта. С его помощью игроки превращаются в:
— Апельсин…
— Банан…
— Абрикос…
— Персик…
— Сливу…
— Ананас…
Не стоит давать в кругу более пяти-шести наименований, хорошо играть, когда каждый фрукт представлен хотя бы 2—3 игроками (больше- лучше!).
Когда все получили «имя», из круга произвольно убирается один стул, тот, кто сидел на нём, становится ведущим. Он выходит и объявляет:
— Готовим ФРУКТОВЫЙ САЛАТ из ананасов (все «ананасы» вскакивают и меняются местами. Тот, кто остался без стула, «готовит фруктовый салат», предположим, из апельсинов…)
Как правило, весёлая толкотня и неразбериха создают хорошее настроение, буквально «разогревают» публику.
7.Игра «А при чем тут Дон Кихот?»
Педагог-психолог:
Иногда мы попадаем в ситуации, когда приходится быстро и толково отвечать на неожиданные вопросы:
Например, когда вы проводите презентацию.
-7-
Потренировать находчивость поможет одно из упражнений Константина Сергеевича Станиславского. Вы должны будете отвечать на неожиданные, совсем не относящиеся к делу вопросы.
Например: «А при чем тут Дон Кихот?» Он ни при чем, и вам придется что-то сочинять. В этой игре нельзя отвечать «не знаю». Сейчас я прочитаю вам пример беседы, и вы поймете, как нужно выполнять это упражнение.
Вы слышите вопрос:
– Как здоровье Алексея Леонидовича?
Вы понятия не имеете, кто такой Алексей Леонидович,
но обязаны немедленно отозваться и придумать ответ:
– Поправляется. Температура уже нормальная.
– А вы откуда это знаете? – сбивает вас ведущий.
Вы не сдаетесь:
– К нам вчера приходила его племянница, рассказывала.
– Люда? – поддерживает игру ведущий. – С рыжими косичками?
– Да, да, с косичками, смешная девушка в огромных роговых очках.
Тогда ведущий обращается к другому участнику. Ваша готовность участника должна быть такой, чтобы на любой вопрос вы дали немедленный ответ – и так, как если бы говорили чистую правду.
Примеры вопросов:
Почему вы ввязались вчера в эту драку?
Когда вы вернете мне книгу?
Вы что, плохо себя чувствуете?
А почему все это происходит на крыше дома в Питере?
Это правда, что вы мечтаете принять участие в конкурсе «Само совершенство»?
Чем закончился вчерашний фильм?
-8-
Вы почему сегодня опоздали на работу?
Как вам мой подарок?
Что вы думаете по поводу вчерашнего происшествия в саду?
Заключительная часть
Педагог-психолог:
Наш «Апельсиновый тренинг» подошел к концу. Давайте проанализируем, была ли полезной эта встреча. Игра, в которую мы сейчас будем играть, называется «Синквейн». Вам нужно заполнить пять строк на листочках.
Рефлексия «Синквейн»
Синквейн – это пятистрочная строфа. Участники должны заполнить пять строк.
1-я строка – одно ключевое слово, которое определяет содержание синквейна. (В нашем случае это слово «тренинг» или название «Апельсиновый тренинг».)
2-я строка – два прилагательных, которые характеризуют понятие из первой строки. (Яркий, апельсиновый и др.)
3-я строка – три глагола, которые обозначают действия в рамках заданной темы. (Объединяет, снимает стресс, радует.)
4-я строка – короткое предложение, которое раскрывает суть темы или отношение к ней. (Очень интересно, познавательно, полезно.)
5-я строка – синоним ключевого слова, существительное. (Позитив.)
В итоге получается тезисный отзыв, например:
Тренинг.
Вкусный, зажигательный.
Играли, смеялись, общались.
-9-
Вместе мы, как дольки апельсина.
Сплочение.
Педагог-психолог:
И напоследок…
«Если судьба подбросила тебе лимон, не кривись, а попробуй сделать из него лимонад!».
Спасибо всем за участие!