Раздел |
6.3A Казахстан в XIII – первой половине XV вв. |
||||||||||||||||||||||||||||
ФИО педагога |
Ботбаев Кайрат Кадылкумарович |
||||||||||||||||||||||||||||
Дата |
24.02.2023г |
||||||||||||||||||||||||||||
Класс |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
|||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Свидетельства средневековых путешественников о Казахстане Исследовательский вопрос: Как описывали Казахстан средневековые путешественники? |
||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
6.4.1.2 – определять особенности хозяйственной жизни кочевников; 6.2.2.5 – описывать достижения кочевников в прикладном искусстве Исследовательский вопрос: Как описывали Казахстан средневековые путешественники?
|
||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока |
- проанализировать особенности традиционной кочевой культуры, опираясь на данные известных путешественников. |
||||||||||||||||||||||||||||
Критерии успеха |
1. Мы узнаем экономику, культуру, архитектуру, обычаи XIV-XVвв. 2. Мы сможем объяснить особенности одного из аспектов культуры в XIV-XV вв. используя различные источники (труды Рубрука, Марко Поло, Плано Карпини, Петахья) 3. Мы установим связи между различными аспектами культуры XIV-XV вв. 4. Мы модифицируем полученные знания в решение теста |
||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оценивание |
Ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||
Организационный этап 5 мин
5 мин
5мин |
Класс поделен на 3 команды (путешественники, исследователи, археологи) Создание благоприятного психологического комфорта: Упражнение «Солнце ярко светит тому, кто….» (учащимся предлагается завершить предложение)
I. Проверка д/з Культура Казахстана в XIII-XV вв. Заполните таблицу, указав соответствующие названия произведений различных направлений фольклора. (5б)
Камбар-батыр», «Сказание о Солнце» («Күннің баяны »), «Ескендир», «Ер Саин», «Полярная звезда и Большая медведица» («Темірқазық пен Жетіқарақшы»), «Ер Тостик», «Куламерген- Жоямерген», «Едиге» Дискрипторы:
Решение: Легенды и мифы: «Сказание о Солнце» («Күннің баяны »), «Полярная звезда и Большая медведица» («Темірқазық пен Жетіқарақшы»), «Едиге». Сказки: «Ер Тостик», «Куламерген- Жоямерген». Поэмы и сказания : «Ескендир», «Ер Саин», «Камбар-батыр». Кюи: Нет. Эпиграф к уроку «Убежден, у народа, который помнит, ценит, гордится своей историей, великое будущее. Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее – вот залог успеха нашей страны»
Постепенный переход к теме урока: Метод мозгового штурма: показать ученикам рисунки ремесленных изделии, изделий приклдного искусства, хозяйства кочевников, рисунки с которых осуществляется плавный переход к теме.. Показ предметов в виде слаида: Деятельность: Учащиеся принимают участие в обсуждении • Что вы увидели? • Какие вопросы у вас появились? • Какое отношение имеют эти изделия к теме?
|
Демонстрируют выполненное домашнее задание Показывают решения поставленных задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем Принимают активное участие в обсуждении вопросов
|
Интерактивное обучение Словесная оценка учителя
|
Карточки Вовлечение учащихся в учебный процесс через упражнения и наглядного материала (презентация)
"Семь граней Великой степи". Назарбаев написал статью об истории страны
|
|||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала
5 мин
5 мин
10 мин
5 - 7мин |
Учитель: сегодня мы узнаем:
Новая тема: Свидетельства средневековых путешественников о Казахстане. Исследовательский вопрос: Как описывали Казахстан средневековые путешественники?
Постановка целей урока: ученики сами ставят цели на урок, учитель корректирует ответы учащихся Определение критериев успеха: чему мы научимся в ходе урока? Дать необходимую терминологию (учитель): «материальная культура», «архитектура», «прикладное искусство», «традиции».
И так у нас начинается урок с изучения нового материал. Перед тем, как начать урок, давайте посмотрим, какие критерии оценивания будем использовать, применяя прием «Волшебная линеечка» Критерии оценивания (10 баллов): Доступность (2 б) Логичность (2 б) Последовательность (2 б) Полнота ответа (2 б) Вывод (2 б)
Учитель: на уроке мы узнаем, как представлялась казахская степь глазами европейских путешественников: Плано Карпини, Гильом де Рубрук, Марко Поло. При Чингисхане и его преемниках Монгольская империя достигла размеров неслыханных в истории человечества. В результате грабительских походов монгольская знать завевала Северный Китай, Восточный и Западный Туркестан, Иранское нагорье, Месопотамию, Закавказье и Восточную Европу. Монгольские походы сопровождались чудовищными разорениями. Чтобы выяснить обстановку в этих регионах начиная с 40-х гг. XIII века из Западной Европы в Центральную Азию в ставки монгольских правителей стали отправлять миссии. Доминиканцы во главе с Плано Карпини в 1245 году были отправлены северным путем в столицу монголов Каракорум. Они перешли через Альпы, пересекли Центральную Европу и русские земли и достигли низовьев Волги, где тогда находилась ставка Бату. По дороге монахи собирали сведения и монголо-татарах и завоеванных ими странах и народах. Из записок Карпини западноевропейцы впервые узнали реки Восточной Европы под их настоящими названиями. евала Северный Китай, Восточный и Западный Туркестан, Иранское нагорье, Месопотамию, Закавказье и Восточную Европу. Монгольские походы сопровождались чудовищными разорениями. Чтобы выяснить обстановку в этих регионах начиная с 40-х гг. XIII века из Западной Европы в Центральную Азию в ставки монгольских правителей стали отправлять миссии. Доминиканцы во главе с Плано Карпини в 1245 году были отправлены северным путем в столицу монголов Каракорум. Они перешли через Альпы, пересекли Центральную Европу и русские земли и достигли низовьев Волги, где тогда находилась ставка Бату. По дороге монахи собирали сведения и монголо-татарах и завоеванных ими странах и народах. Из записок Карпини западноевропейцы впервые узнали реки Восточной Европы под их настоящими названиями. В результате В грабительских походов монгольская знать завевала Северный Китай, Восточный и Западный Туркестан, Иранское нагорье, Месопотамию, Закавказье и Восточную Европу. Монгольские походы сопровождались чудовищными разорениями. Чтобы выяснить обстановку в этих регионах начиная с 40-х гг. XIII века из Западной Европы в Центральную Азию в ставки монгольских правителей стали отправлять миссии. Доминиканцы во главе с Плано Карпини в 1245 году были отправлены северным путем в столицу монголов Каракорум. Они перешли через Альпы, пересекли Центральную Европу и русские земли и достигли низовьев Волги, где тогда находилась ставка Бату. По дороге монахи собирали сведения и монголо-татарах и завоеванных ими странах и народах. Из записок Карпини западноевропейцы впервые узнали реки Восточной Европы под их настоящими названиями. Плано Карпини описывал традиции, быт, культуру народов, проживавших в Казахстане. Важные географические сведения собрала другая миссия в Каракорум – фламандца Виллема Рейсбрука, более известного под офранцуженым именем Гильом Рубрук. Отправлена была миссия Рубрука из Палестины французским королем Людовиком Святым. От ставки Бату его путь шел на Яик, через степи, мимо Аральского моря и Сырдарьи. Затем они дошли до Таласа, Или, Чу, Джунгарского Алатау, озера Алаколь и до ставки Мункэ (великого хана монголов). Таким образом, миссия Рубрука прошла по семиреченскому участку Великого шелкового пути. Летом 1255 года они отправились обратно и через год вернулись в свой монастырь. Отчет Рубрука представляет большой интерес не только для историков, но и для географов. Рубрук описал некоторые страны Центральной и Восточной Азии. В своих записках он описывал те племена и народы, которые проживали в том период на территории Казахстана, в том числе их хозяйство, быт и культуру. Наиболее интересной считается Книга Марко Поло, в которой он описывает свои путешествия в восточные страны, совершенные им и его старшими родственниками после Плано Карпини и Рубрука. Причем в его книге описываются не только те страны, которые он посетил лично, но и очень отдаленные страны. В XIV-XV вв. его книга служила для составления географических карт в Азии. Самая ранняя версия книги была составлена около 1298 года. Все эти путешественники побывали на территории Казахстана в XIII веке после нашествия войск Чингисхана, в период правления его преемников. Поэтому большинство сведений касается именно этого периода истории Казахстана. Плано Карпини свидетельствует о большом разорении городов Южного Казахстана после нашествия. Он также отмечет, что пострадало не только городское население, но и кочевое. Марко Поло писал о том, что при монголах «городам не позволено иметь стены и врата, дабы не могли препятствовать вступлению войск». Рубрук, проезжавший всего лишь немногим более тридцати лет спустя после нашествия монголов, одним и первых оставил свидетельства о разрушении земледельческой культуры, об исчезновении городов Жетысу. Оставили они свои свидетельства и о улусе Джучи в период правление его преемников. Основываясь на данных этих путешественников мы можем судить и о типе хозяйства на территории Казахстана. По свидетельству Марко Поло и Вилгельма Рубрука на территории Казахстана в период средневековья наиболее было распространено полукочевое скотоводство, при котором кочевники-скотоводы в той или иной степени занимаются земледелием и сенокошением, заготовкой корма для скота и имеют места постоянной оседлости, к которым возвращаются на зиму, завершив цикл весенне-летне-осеннего кочевания. Таким образом, Плано Карпини, Виллем Рубрук и Марко Поло оставили многие сведения по истории Казахстана средневекового периода.
Организовывается групповая работа. (дифференциация) Необходимый материал предоставляется ученикам в конвертах. С каждой группы ученики берут конверты Каждая группа изучает материал с информацией оставленной средневековыми путешественниками (раздаточный материал) 1 задание. Каждая группа по определенному аспекту будут исследовать информации оставленные путешественниками. 1 группа – По рассказам путешественников описывают хозяйство (составляют «кластер») 2 группа – Показывают развитие прикладного искусства (выполняют задание используя прием «Дерево знаний») 3 группа – Находят особенности архитектуры (составляют «постер»)
ФО: Каждая группа оценивают по критериям значимость каждого члена группы ФО: группы оценивают друг друга (стратегия «Большой палец») Тест закрепление Закрепление: ( групповая работа) Тест 1. Основное занятие населения Казахстана в XIV-Xvвв. А. ремесло Б. кочевое скотоводство В. Собирательство 2. Подъем городской и земледельческой жизни в XIV-Xvвв. Происходил в основном на землях. А. Южный Казахстан Б. Северный Казахстан В. Восточный Казахстан 3. Сооружение XIV-Xvвв. ,возведенный эмиром Тимуром А. мавзолей Алаша хана Б. мавзолей Ходжа Ахмета Йасауи 4. Путешественник, который описал в своих источниках «свои дома Кипчаки перевозили с 22 быками, построенные на телеге» А. П.Карпини Б. Марко поло В. Рубрук 5. Исследователь XII века после пребывания в Дешт-и Кыпчаке писал: «хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо» А. Петахья Б. Марко Поло В. П.Карпини Ответы: 1. Б 2. А 3. Б 4.А 5.А Критерии оценивания теста. 5 – отлично усвоили материал 4 – все хорошо, но стоит поработать 3 – ты постарался 2-0 – ты приложил мало усилий, старайся больше взаимооценивание
|
Учащиеся самостоятельно ставят цели на урок, определяют критерии успеха Работают в группах. Заполняют разные знаковые системы. Делают вывод. Высказывают свое мнение.
|
Словесная оценка учителя Взаимооценивание: стратегия «Большой палец», прием «Волшебная линеечка» |
Презентация Приложение (Конверты: дополнительный информационный материал) Карточки с заданиями: «кластер», «постер», «дерево знаний» |
|||||||||||||||||||||||||
Рефлексия
3 мин |
Подведение итогов урока Итак, наш урок подошел к концу. - Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли их?
Стратегия «Микрофон». Рефлексия учеников в конце урока: - что узнал, чему научился; - что еще не ясно; - в каком направлении необходимо работать.
Домашнее задание: написать эссе на тему «Я мастер прикладного исскуства в средневековом Казахстане» |
Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.
|
Стратегия «Микрофон».
|
|
Свидетельства средневековых путешественников о Казахстане
Полная версия материала